В Испании, на Кубе, Филиппинских островах и США в 2007 году прошли различные мероприятия посвященные столетию этой художницы, которая считается одной из знаменитейших фигур в изобразительном искусстве прошлого века.
Магдалена Кармен Фрида Коло-и-Кальдерон родилась в 1907 году, в Мехико и была третьим ребенком в семье. Отец ее, еврей, выходец из Германии, был профессиональным фотографом, а мать – испанка, рожденная в Америке.
Полиомиелит, перенесенный девочкой в шестилетнем возрасте, оставил ее хромой (одна нога стала тоньше другой), и Фрида скрывала это, надевая на нее несколько чулок. Сверстники жестоко дразнили ее, но, несмотря, ни на что, девочка занималась боксом, плавала и даже играла в футбол.
Но 17 сентября 1925 года в жизни Фриды произошла вторая трагедия, автомобиль, в котором она ехала, попал в аварию, столкнувшись с трамваем. Прут от токосъемника воткнулся ей в живот и вышел в паху, были сломаны два ребра, нога и поврежден в трех местах позвоночник, раздроблена тазовая кость. И началась борьба за жизнь. Девушке было всего 18 лет, и она сумела справиться с этой бедой и победила.
Именно в этот период она серьезно занялась живописью, для нее сделали специальный подрамник, который позволял писать лежа, под потолком повесили зеркало, чтобы Фрида могла видеть себя. Наверное, поэтому первыми ее работами были автопортреты.
В 22 года Фрида Кало, преодолев огромный конкурс (из 1000 студентов было всего 35 девушек), поступила в самый престижный институт Мехико. Там она встретила своего будущего мужа, известного художника Диего Ривера.
Их совместная жизнь началась со скандала на свадьбе. Наверное, это было предвестие, так как вся их последующая жизнь прошла в состоянии постоянной войны. Им было очень трудно жить вместе, но и быть врозь они не могли.
Диего был на 20 лет старше Фриды, умел нравиться женщинам, обладал великолепным чувством юмора, любил розыгрыши и одновременно был патологически ревнивым человеком.
В 1934 году он изменил Фриде с ее младшей сестрой, причем ничего не скрыл от жены. Для молодой женщины это был жестокий удар, и она всю свою боль выразила в самой трагичной картине, на которой изобразила истерзанное женское тело, рядом с которым стоял совершенно равнодушный убийца.
После этой измены Фрида решила, что она тоже имеет моральное право на личную жизнь и любовные увлечения. Скандалы были бесконечными, так как Диего бешено ревновал. Дело в том, что, несмотря на увечья, Фрида была настолько обаятельна, что люди, после недолгого общения с ней забывали о ее хромоте – так она умела пленять окружающих. Не избежал ее чар и Лев Давыдович Троцкий. Он был другом Диего, но не смог противостоять обаянию Фриды и влюбился в нее, как мальчишка.
Диего и Фрида были членами компартии, она вступила в партию в 1928 году. В доме Кало стояли книги Ленина, Маркса, Зиновьева и Сталина, в изголовье ее кровати висели портреты Ленина, Сталина и Мао Цзэдуна. Троцкий был ее кумиром, поэтому, после выдворения их из СССР, она пригласила его семью в свой знаменитый «Голубой дом». Что в точности произошло между Фридой и знаменитым революционером никто не знает, но доподлинно известно, что жена Троцкого быстро увезла его из этого дома.
Поссорившись с хозяевами, Троцкие переехали в другой дом, где Лев Давыдович и был убит. Фриду и Диего арестовали, но вскоре отпустили, и позднее они рассказывали с упоением гостям, как заманили Троцкого в ловушку. И, тем не менее, Фрида была последней любовью в жизни Троцкого.
Фрида любила жизнь, но та преподносила ей все новые страдания. Она очень хотела иметь ребенка, но те травмы, которые она получила при аварии, не давали такой возможности. Трижды она была беременна, и трижды все заканчивалось трагедией - дети рождались мертвыми. Именно в этот период Коло стала рисовать детей и чаще всего мертвых, хотя все ее картины были пронизаны солнцем и светом.
После десяти лет жизни с мужем, не выдержав его бесконечных измен, она развелась с Диего, но через год все началось сначала, так как жить врозь они не могли.
Передавать в живописи свою боль, обиду стало для Фриды сутью ее творчества. Она изображала себя то женщиной-землей, с проросшими на ней цветами, то раненым оленем с женской головой, и наряду с солнечными пейзажами, она рисовала мертвых детей. Все ее творчество было смесью народного искусства и алтарной живописи.
Вскоре ее картины покорили Европу и даже не столько картины, сколько она сама, с ее смехом, длинными народными платьями и рискованными шутками.
До конца жизни Фрида Кало оставалась верна своей манере письма, последнюю выставку она открыла в 1953 году, причем незадолго до этого ей ампутировали правую ногу, В 1950 году Фрида перенесла 7 операций на позвоночнике, поэтому на открытие выставки она приехала в санитарной машине.
13 июля, в возрасте 47 лет, Фрида Кало скончалась от воспаления легких. Последними словами в ее дневнике были:- «Я весело жду ухода и надеюсь никогда не возвращаться».