2013 год обещает стать годом громких публикаций, театральных преобразований и сенсационных гастролей. В театральной сфере особое внимание Театру имени Ермоловой и "Гоголь-центру", где станут заметны первые результаты реформ. Промоутеры обещают привезти в столицу лидеров мировых хит-парадов. Перечислить все литературные новинки 2013 года невозможно, но, по мнению критиков, обратить внимание стоит минимум на три публикации.
В будущем году впервые за пять лет в Москву приедет Венский филармонический оркестр. В рейтинге лучших симфонических коллективов он в первой тройке. За почти двухвековую историю в оркестре сложилось правило: дирижер – величина непостоянная, его выбирают сами музыканты.
"Супер событием года будет приезд Кристиана Тилемана, который привезет все симфонии Бетховена и в четырех концертах их сыграет", — рассказывает музыкальный критик Петр Поспелов.
Кристиана Тилемана называют одним из самых ярких дирижеров младшего поколения. В 25 лет стал самым молодым главным дирижером "Дойче Опер" в Берлине. В свои 53 маэстро не сбавляет обороты. Руководит Филармоническим оркестром в Мюнхене.
Для Мариинского театра 2013-й — год ожиданий и перемен. Весной здесь откроют новую сцену, оснащенную по последнему слову техники. Хитом будущего года называют премьеру балета "Весна священная". В 2013 году постановке на музыку Игоря Стравинского исполнится сто лет. Хореографией займется легендарная Саша Вальц. Критики называют ее естествоиспытателем, для которого человеческие тела – это рабочие инструменты.
"Весну священную" поставят и в Большом театре. Хореограф — британец Уэйн Макгрегор. Каждая его работа – световое шоу.
В руках иностранцев почти весь репертуар Большого, говорит музыкальный критик Михаил Фихтенгольц. "Первая премьера – изумительное "Дитя и волшебство" в русском переводе в постановке кудесника, мага и чародея Энтони Макдональда. Это замечательный сценограф, режиссер и художник по костюмам. Здесь он тоже выступает в трех ипостасях, много занято молодых солистов оперной труппы – это важная веха", — считает критик.
Уже год театральная Москва живет в предвкушении постановки оперы "Князь Игорь" Юрия Любимова в Большом театре. 95-летний режиссер планирует начать репетиции уже весной. По словам Юрия Петровича, он представит совершенно новую редакцию произведения композитора Александра Бородина.
Промоутеры обещают привезти в столицу лидеров мировых хит-парадов, чьи пластинки уже стали платиновыми – Лану Дель Рей и Джастина Бибера. Гастролировать в Москве будут и "ветераны" сцены Джо Кокер и Милен Фармер.
"Милен Фармер традиционно собирает аншлаги. Новое шоу — это все самые дорогие концерты на рынке, это все топовые артисты. Есть люди, которые знают, как их затащить сюда, значит, есть потенциал, есть рынок и конца и края этому не видно", — уверен музыкальный критик Борис Барабанов.
Перечислить все литературные новинки 2013 года невозможно, но, по мнению критиков, обратить внимание стоит минимум на три публикации. Нобелевский лауреат по литературе 2012 года Мо Янь выпустит второй роман "Большая грудь, широкий зад". Это история о матери-одиночке, вынужденной кормить большую семью. Впервые на русский язык переведут произведение норвежского писателя Карла Фроде Тиллера, победителя престижной литературной премии Евросоюза. Его книга "Замыкая круг" — о человеке, который потерял память. Еще одна сенсация – первый роман для взрослых выпустит автор "Гарри Поттера" Джоан Роулинг. Ее "Случайная вакансия" обещает стать литературным хитом, уверен директор издательства "Аттукус" Леонид Шкурович. "Джоанн Роулинг – это бренд, известность которого выходит за рамки привычного рынка, она участник светских новостей, даже журнал "Форбс" не миновал ее, потому что ее состояние, сделанное на книгах, сопоставимо с тем, что сделано на углеводородах", — поясняет он
В крупнейших издательствах в 2013 году число публикаций увеличится примерно на четверть. Кстати, букинистика, по мнению экспертов, обещает быть самым стабильным и быстрорастущим сегментом антикварного рынка в России. Старинные бумажные книги в течение уходящего года подорожали в два раза, и эта тенденция продолжится в 2013 году.
Уже в феврале Кирилл Серебренников представит свой "Гоголь-центр" после "перезагрузки". В бывшем театре имени Гоголя появится сцена-трансформер, расширенный зрительский зал на 800 мест, просторные залы для репетиций. Полностью обновится репертуар и примерно на половину актерская труппа.
"В феврале будет первая премьера "Митина любовь" по Бунину на малой сцене, дальше начинается выпуск большой трилогии по киносценариям – "Идиоты" по Триеру, "Страх съедает душу" по Фасбиндеру. Режиссерами станет такое московское трио: я, Насташев и Нозгирев", — обещает режиссер, художественный руководитель "Гоголь-центра" Кирилл Серебренников.
Невозможно будет узнать и театр имени Ермоловой, который возглавил Олег Меньшиков. Там также закончат ремонт и почти полностью обновят репертуар. Кадровые перестановки и реформы смогут изменить и людей в зале, уверена критик Марина Давыдова.
"Сейчас зритель, который ходит в театр, он далеко не идеальный. Такие институции, как театр "Практика", как "Платформа", как театр "Док" созданы для того, чтобы в театр ходило студенчество, люди с высшим образованием и высоким образовательным цензом", — поясняет Марина Давыдова.
В столичном Мультимедиа Арт Музее самым долгожданным событием Ольга Свиблова называет выставку немецкого художника Ребекки Хорн. В шестидесятые годы она одна из первых начала делать масштабные световые инсталляции.
"Будет гениальная выставка Ребекки Хорн. Я лично о ней мечтаю с 1988 года. Мы, кстати, переведем книгу ее стихов, потому что будет открыт поэтический клуб", — обещает Ольга Свиблова, директор Мультимедиа Арт Музея.
Региональным арт-центром в будущем году станет Краснодар. Марат Гельман откроет в столице Кубани Музей современного искусства по образу и подобию того, что есть в Перми. Если, конечно, не помешают представители общественных объединений "Культурный фронт" и "Суть времени", которые резко критикуют проект.
"Перезагрузка" начнется и в музее-заповеднике "Горки Ленинские". Из музея "болезни и смерти вождя пролетариата" площадку в 200 гектаров превратят в современное выставочное пространство.
"Мы слегка микшируем тему болезни и смерти, которая, к сожалению, довлеет над всей этой территорией, и показываем реальную жизнь реальных русских людей, революционеров. Еще один проект – парк ремесел, которые были в усадьбе, особенно для детей это будет интересно", — рассказывает Игорь Конышев, директор музея-заповедника "Горки Ленинские".
Главным событием будущего года в классической живописи обещает стать выставка прерафаэлитов, уверены в ГМИИ имени Пушкина. Искусство британских мистиков и бунтарей 19 века из галереи "Тейт" здесь не показывали ни разу.
По мнению критиков, главные тенденции 2013 уже наметились. Количество арт-площадок будет расти. Например, на территории фабрики "Большевик" создадут Центр современного искусства.