Обманчивая "Железная леди": Почему претендент на "Оскара" не станет шедевром киноискусства

(Новости кино)
(Новости кино)

Получивший чуть ли не все возможные призы и похвалы «Крестный отец» Френсиса Форда Копполы есть ни что иное, как, по сути, байопик. А любой байопик должен иметь пронзительнейший финал, этакую жирную точку, окончательно расставляющую акценты и дающую ответ на вопросы: все ли правильно сделал герой, что именно он заслужил, какой поучительный вывод мы можем сделать из его жизни?

И вот уже старый и беспомощный, некогда всемогущий герой тихо умирает в своем саду - покинутый всеми, кроме такого же старого, как и он сам, пса. А ведь, казалось бы, ничего не предвещало...

Филлида Ллойд, эта 54-летняя британка, снявшая до этого легкомысленный мюзикл «Мамма MIA!», видимо, давно уже является преданной поклонницей Копполы. Финал ее «Железной леди», по сути, есть ни что иное, как практически дословное цитирование: нет, героиня фильма тут остается жива, но... В идеальном костюме, с идеальной прической, с крупными серьгами в ушах она идет по коридору. Печальная. Никому, по большому счету, не нужная. Одинокая и, кажется, понимающая, что в этом одиночестве виновата она сама - женщина, на протяжении всей своей жизни предпочитавшая общественное личному, работу - семье, а разум - чувствам. Премьер-министр Великобритании. Железная леди. Маргарет Тэтчер.

Фильм, скорее всего, получит «Оскар» в номинации «Лучшая женская роль», как уже получил «Золотой глобус» и приз Британской киноакадемии.

Но все критики до единого, включая самого знаменитого и самого мейнстримовского из них - лауреата Пулицеровской премии Роджера Эберта - сходятся в одном: несмотря на потрясающую игру Мэрил Стрип, эта картина вряд ли станет событием, ибо скроена по очень простой схеме, слишком банальна по своим идеям и слишком скучна по исполнению.

Герой «Крестного отца» был подвержен страстям, окружен друзьями и женщинами, гангстерами и подхалимами. Его жизнь бурлила не хуже соуса для спагетти и казалась одинаково привлекательной для всех - что для русских с их тягой к криминальному жанру, что для японцев с их четко организованной преступностью, что для итальянцев, для которых тут вообще - все родное: и тропинка, и лесок, в поле каждый колосок.

Ну, а что же Тэтчер?

Получившийся о ней фильм можно запросто показывать студентам-историкам, но любители мелодрам, страстей человеческих, параллелей и глубокомысленных выводов не найдут в нем ничего, кроме сухой констатации факта: Мегги была роботом, бездушной карьеристкой, за что и поплатилась.

Сопереживать такой сложно. Полюбить - невозможно, если только ты не патологический любитель стерв или всех подряд актерских перевоплощений Мерил Стрип.

Что же остается делать? Наслаждаться игрой последней и вспоминать историю...

События картины разворачиваются в 1982 году. Тогда премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер пыталась спасти свою карьеру накануне Фолклендской войны. Но начинаются куда раньше, когда юная дочь бакалейщика Маргарет Робертс еще лишь только делает первые шаги в политике, а, заодно, знакомится со своим будущим мужем Дэнисом Тэтчером.

А заканчиваются куда позже, когда уже далеко не юной подагрической рукой самая известная британка берет в обычном угловом магазине пинту молока (что тут же отсылает к одному из прозвищ Маргарет - «молочный грабитель» - полученному за то, что она отменила бесплатное молоко для школьников) и куда-то идет, и с кем-то разговаривает... С кем? Все с тем же Дэнисом Тэтчером, уже давно умершим, но постоянно являющимся своей супруге теперь то ли призраком, то ли тенью, то ли бредом и, являясь одной из немногих режиссерских находок, хоть как-то расцвечивающих сюжет.

Daily Telegraph обвинила «Железную леди» в клевете на Маргарет Тэтчер? Ерунда! Здесь есть разве что намеки на старческое слабоумие и без того подтвержденное в свое время врачами. А все прочее - унылая правда о том, что чувствительным натурами в политике не место, что рассудок в политике куда важнее чувств, что женщине в политике куда труднее, чем мужчине, что средства в политике все хороши и что политика вообще - грязное дело, занятие которым способно объяснить лишь желание остаться в учебниках, на картинах живописцев, стать памятником, ну, или героиней фильма.

Тэтчер удалось все из вышеперечисленного. Ее жизнь удалась. А фильм что, потом еще один, уже одиннадцатый, снимут - может хотя бы там Маргарет перестанет быть Железной.

разместил(а)  Симонова Оксана


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: