Что для европейца Китай? Грандиозные постройки Пекина, пляжи Хайнаня, небоскребы Гонконга и Шанхая. За пределами этих проторенных маршрутов остается огромная страна, почти не отраженная в туристических буклетах. Нет, туризм там процветает, только внутренний. Если хотите узнать, что осматривают в своей стране китайские путешественники, отправляйтесь, например, в провинцию Хубэй, которая лежит в центре Поднебесной.
Трижды три
Главный город провинции — Хунань расположен на берегах Янцзы, самой полноводной реки Китая. Если точнее — там, где «длинная река» сливается со своим крупнейшим притоком Ханьшуй. Место очень подходящее для речного порта, им-то и стал Хунань еще за 200 лет до нашей эры. Сейчас, правда, от древней и славной истории сохранилось не так уж много чего. Отдельные архитектурные памятники теснятся посреди современных кварталов и переполненных трущоб, которые по азиатской традиции практически перемешаны с новыми районами.
Янцзы и Ханьшуй делят мегаполис на три части — Учан, Ханькоу и Ханьян, или, как иногда говорят, «три города Уханя». Эти районы связаны в единое целое множеством мостов, из которых выделяются опять же три — самых старых и крупных. Их обычно так и называют Первый, Второй и Третий, в порядке очередности появления. Первый, соединяющий Ханьян и Учан, автомобильный, но доступен и для пешеходов, которые могут на него подняться за два юаня. С семиэтажных смотровых башенок, стоящих при въезде с обеих сторон моста, открывается отличный вид на Ухань.
Разумеется, есть в городе и прогулочная набережная, под которую отведен берег Ханькоу. Местные гиды уверяют, что она самая длинная в Китае, и мечтательно добавляют: «А может быть, и во всем мире!» То же самое вам сообщат в любом китайском мегаполисе, где есть набережная, так что относитесь к этим словам с долей скептицизма. Хотя Приречный парк Ханькоу и впрямь впечатляет своими размерами. Он представляет собой длиннющий променад с цветниками, скамейками, беседками и аттракционами, по вечерам еще и подсвеченный гирляндами фонариков.
И все-таки населенный пункт, получивший прозвище Город рек, лучше осматривать с воды. Прогулочные теплоходики отчаливают от пристани, расположенной напротив гостиницы Pearl Plaza. До набережной можно добраться на автобусах № 401 и 402, а башню отеля легко опознать по огромному шару-жемчужине на вершине, в котором устроен вращающийся ресторан. В полуторачасовое путешествие по реке имеет смысл отправиться вечерком, совместив круиз с ужином. Билет стоит порядка 300 юаней (один юань равен примерно пяти рублям), за эти деньги вас ждет шведский стол из китайских и европейских блюд, включая безалкогольные напитки. Времени как раз хватит, чтобы перекусить, насмотревшись на берега и мосты в ночной подсветке.
Прибрежные районы, вдоль которых курсируют теплоходы, словно нарядная обложка Уханя — сплошь отели и бизнес-центры в огнях. Красочную картинку дополняет переливающаяся всеми цветами радуги огромная телебашня на Черепашьем холме. Маршрут проходит мимо закругленного мыса Нан Ан Жуй, у которого есть более простое название — Китайский. Местные экскурсоводы описывают его примерно так: две великие реки — Янцзы и Ханьшуй, как два огромных дракона, играют с жемчужиной мыса… Очень поэтично и очень по-китайски.
Завтрак по-уханьски
Жители Уханя любят завтракать основательно, причем имеются определенные блюда, которые обязательно присутствуют в меню. На шведском столе в отеле они вам тоже встретятся. Что же нужно съесть с утра, чтобы почувствовать себя настоящим уханьцем? Горячую сухую лапшу — ее варят заранее, а в нужный момент подогревают на водяной бане и подают с соевым соусом, кунжутной пастой и сушеными овощами. Рисовые клецки, приготовленные на пару с разными начинками (зелень, мясо, бобовая паста). Миан во — солоноватые пончики из смеси муки с соевым и рисовым молоком, кунжутом и мелко нарезанным луком-шалотом.
Гадание на архатах
Чтобы осмотреть остатки древнего Уханя, поезжайте в район Ханьян, на улицу Гуйвэй. Здесь, совсем рядом с Первым мостом, находится один из крупнейших буддийских храмов страны, Гуйюань. Перед воротами вас встретят каменные львы и табличка, на которой среди иероглифов все же есть одна надпись на английском — сообщение, что по будням вход стоит 10 юаней, а по выходным — 20.
Основан Гуйюань в 1658 году и с тех пор обогатился огромным количеством пристроек, так что правильнее называть его храмовым комплексом. На площади в 47 000 квадратных метров разместилось более 200 различных строений, распределенных по пяти внутренним дворам (Северный, Южный, Западный, Восточный и Центральный). Бродить по территории и помещениям можно долго и бестолково, натыкаясь на изваяния будд и каких-то загадочных местных божеств.
Туристы, пришедшие сюда не по религиозным соображениям, а из чистого любопытства, скрашивают прогулку кое-какими нехитрыми развлечениями, например кормят живность в пруду. Корм можно купить тут же в ларьке за несколько юаней. Маленький водоем кишмя кишит прожорливыми рыбками, но самые забавные его обитатели — сонные черепашки, буквально облепившие каменный цветок в центре пруда. В Северном дворе стоит зайти в Павильон собрания сутр, где выставлена огромная коллекция буддийских текстов и хранится статуя Будды из нефрита, созданная 15 столетий назад.
В Южном дворе можно провести время с пользой — получить прогноз на ближайшее будущее. Здесь расположен Зал архатов, буддийских святых, сумевших вырваться из цепи перерождений. У каждой из более чем 500 древних статуэток свои уникальные черты. Так вот отсчитайте от входа ровно столько скульптур, сколько вам лет, и по выражению лица последнего изваяния попробуйте понять, что год грядущий вам готовит. Вполне себе способ узнать свою судьбу, ничем не хуже наших крещенских гаданий с литьем воска и киданием башмака через плечо. Правда, есть один важный момент: мужчины должны двигаться по часовой стрелке, а женщины — в противоположном направлении. Такое разделение связано с местными религиозными традициями, согласно которым мужчинам полагается входить в буддийский храм с левой ноги, а дамам — с правой. Впрочем, если запутаетесь в ногах, вам простят эту оплошность. Главное — не наступайте на порог, ведь это вроде как «плечо Будды», и топтать его нехорошо! Зато обувь в буддийских храмах Китая снимать необязательно, что сильно облегчает их осмотр.
Журавлиный кран
На другом берегу Янцзы, почти напротив Гуйюань, на Змеиной горе, над районом Учан, разместилась достопримечательность под названием Хуанхэлоу. Выпущенный в Ухане путеводитель на русском языке именует ее Желтым башенным краном (видимо, издатели воспользовались услугами электронного переводчика). На самом деле это, конечно, никакой не кран, а пагода Желтого Журавля.
По легенде, давным-давно на Змеиной горе стоял кабак, в котором повадился столоваться старый дряхлый монах. Добрые хозяева несколько месяцев кормили дедушку задарма и в качестве благодарности получили журавлика, нарисованного на стене с помощью апельсиновой корки. Граффити обладало волшебными свойствами: повинуясь хлопку в ладоши, птичка начинала плясать. Разумеется, клиенты валом повалили смотреть на чудного журавля, так что кабак превратился в процветающую ресторацию, а благодарные владельцы заведения построили рядом пагоду.
Считается, что Хуанхэлоу была возведена 1800 лет назад. Однако не думайте, что перед вами то самое историческое здание — башню по разным причинам неоднократно разрушали. В последний раз ее разобрали в конце XIX столетия и отстроили заново только в 1981 году. «Но эта башня — самая красивая!» — утешают туристов гиды. Проверить их слова можно, зайдя в пагоду, — там выставлены макеты всех предыдущих построек. Еще внутри пятиярусного сооружения есть огромное керамическое панно, иллюстрирующее журавлиную легенду, а также несколько скульптур, таблички с посвященными пагоде цитатами из китайских поэтов и сувенирные магазины. С верхнего этажа, с высоты 50 метров, открывается прекрасный вид на окрестности.
Пагода Желтого Журавля считается одной из самых знаменитых башен Поднебесной, так что народная тропа к ней не зарастает, а вход на территорию архитектурного комплекса стоит аж 80 юаней. Впрочем, за эти деньги можно не только на саму Хуанхэлоу забраться, но и долго гулять по окружающему ее парку, где немало других достопримечательностей, хоть и не столь значимых: бронзовая скульптура журавля, беседки и павильоны, музей необычных камней и окаменевших деревьев, а также Гусиный пруд, в котором почему-то нет никаких гусей. Рядом на табличке изложена история про художника, отчаявшегося передать красоту гусей на холсте. Искусственный водоем — это вроде как дань его памяти.
Как добраться до Уханя
Самолетом от Москвы до Пекина, далее внутренним авиарейсом до Уханя (полет длится около 2 ч). От международного аэропорта Тианьхэ, расположенного в 30 км от Уханя, до города можно доехать на такси за полчаса и 80 юаней. До Уханя также ходят поезда из Пекина (дорога занимает 12 ч) и высокоскоростной электропоезд из Гуанчжоу (время в пути — 3 ч).
В гостях у Мулан
Помните диснеевский мультик «Мулан» про бравую девушку, отправившуюся в мужском костюме воевать с врагами Поднебесной империи? Этот персонаж позаимствован из китайской классики: в одной древней поэме и впрямь описана некая девица-солдат по имени Хуа Мулань. Исторических подтверждений ее существования нет, но уханьцы верят, что юная воительница — реальная личность. Якобы жила она не где-нибудь, а именно в здешних краях, на территории нынешнего национального парка «Холм Мулань», расположенного в 70 километрах от Уханя.
С городской автобусной станции к подножию холма идет автобус № 1, поездка на котором стоит 16 юаней. Еще 50 юаней придется заплатить за посещение парка. Если заказывать экскурсию в туристическом бюро Уханя, она обойдется вместе с транспортом и входным билетом примерно в 100 юаней.
Когда-то на холме Мулань находилось семь дворцов и восемь храмов, забитых статуями будд. Сейчас от всего этого великолепия осталось два храма, развалины дворца и длиннющая, довольно крутая лестница, ведущая вверх по склону к смотровой площадке. Подняться до нее непросто, но оно того стоит — панорама окрестных гор выглядит завораживающе.
Холм Мулань — место, не испорченное туристической инфраструктурой. Здесь нет ни ресторанчиков с национальной кухней, ни ларьков с мультяшно-воинственной атрибутикой (странно, но великая китайская промышленность еще не наштамповала кукол и магнитиков в виде девочки-воина). Можно разве что за десять юаней пострелять из лука по мишеням или за пять — получить предсказание у местного монаха, на китайском языке, разумеется. Пожалуй, истолковать выражение лица каменного архата из храма Гуйюань будет все-таки проще!
Туризм и Отдых № 48