Перед праздниками все регионы России впервые приняли участие в пробном ЕГЭ, а уже 16 мая выпускникам предстоит сдавать настоящий экзамен. Пока у школьников есть альтернатива, и они могут при желании выбрать традиционную форму экзамена, но уже через год никто не избежит единого экзамена. О том, как будет развиваться система оценок, корреспонденту «Газеты» Анастасии Новиковой рассказал один из создателей ЕГЭ, бывший глава Рособрнадзора, вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов.Перед праздниками все регионы России впервые приняли участие в пробном ЕГЭ, а уже 16 мая выпускникам предстоит сдавать настоящий экзамен. Пока у школьников есть альтернатива, и они могут при желании выбрать традиционную форму экзамена, но уже через год никто не избежит единого экзамена. О том, как будет развиваться система оценок, корреспонденту «Газеты» Анастасии Новиковой рассказал один из создателей ЕГЭ, бывший глава Рособрнадзора, вице-президент Российской академии образования (РАО) Виктор Болотов.
Современный ЕГЭ отличается от того, что вы когда-то задумывали?
Мы еще с Владимиром Филипповым (министр образования в 1998-2004 годах. — «Газета») в 2000 году задумывали, что в вузы надо брать по итогам независимой оценки и обязательно туда должны поступать победители олимпиад. Было очевидно, что для творческих вузов нужно сохранить дополнительные испытания. Сейчас это осталось. Единственное, что изменилось, — это то, что результат ЕГЭ будет действителен в течение двух и даже трех лет. То есть разработчики тестов должны сделать их такими, чтобы результаты были сопоставимы и через год, и через два. Это очень непростая задача, сейчас над ней работают в Федеральном институте педагогических измерений, ну и РАО внесет свой вклад.
Если ЕГЭ останется единственной формой внешней оценки, то это угробит и ЕГЭ, и систему образования в целом. Многие предлагают добавить к сертификату ЕГЭ портфолио и характеристику из школы, но если мы это введем с кондачка, то будет точно по Черномырдину: хотели как лучше, а получилось как всегда. Если школьная характеристика будет влиять на поступление в вуз, через два года все дети будут политически грамотными и морально устойчивыми. Только некоторые заслуженно получат отличные характеристики, а другие — за деньги или благодаря родителям. Поэтому пока внешние оценки — это олимпиады и конкурсы. Но этого недостаточно. Например, для инженерных специальностей никогда раньше не проверяли, умеет ли ребенок работать руками, и в рамках ЕГЭ мы тоже не можем этого узнать. Сейчас мы разрабатываем систему независимых центров, где каждый ребенок сможет прийти и показать, что он умеет делать руками. Он получит сертификат, что на определенном уровне владеет различными навыками. Главное — распространить эту систему по всей России, чтобы не только городские, но и сельские ребята могли получить дополнительные баллы.
Одной из задач ЕГЭ было побороть коррупцию. Но из кавказских республик, например из Дагестана, приезжают дети с блестящими результатами, поступают в вузы и через полгода вылетают.
Я вам раскрою тайну: в Дагестане успеваемость по русскому и математике хуже, чем в России в целом. Юг России сдает ЕГЭ хуже, чем Россия в среднем. Каждый год мы аннулируем результаты нескольких сотен человек, когда нет обоснований, почему они получили такие хорошие результаты. Мы проверяем всех стобалльников вплоть до того, как они учились в первом классе, кто у них родители. Кстати, дети начальства редко получают 100 баллов. Но эксперты считают, что коррупциогенность ЕГЭ на порядок ниже, чем традиционных вступительных экзаменов. Раньше нужно было договориться с двумя-тремя людьми. В условиях ЕГЭ придется подкупить несколько десятков человек, и риск разоблачения велик. Единственная форма нарушений, которая существует сегодня, — это коллективный сговор комиссии, которая проводит ЕГЭ, коллектива школы, родителей и учеников. Большая часть отмены результатов происходит, когда вся школа сдала лучше других. Сейчас готовятся поправки в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым людям, уличенным в этом, запретят преподавать в школе. Уже было несколько таких случаев.
В этом году ЕГЭ по литературе стал необязательным. Многие опасаются, что из-за этого школьники вообще перестанут читать.
Дети просто живут в другом мире, и для них, особенно в крупных городах, источником информации стала не книга, а интернет и СМИ. Это проблема клипового мышления. Подросток привык работать с фрагментами информации. В этом отношении обязательность экзамена по литературе не играет никакой роли. Большая часть как не читала, так и читать не будет. ЕГЭ по математике — обязательный экзамен, при этом 20% двоек. Отменили бы этот предмет — стало бы 30% неудов. Другое дело — набор обязательных экзаменов для разных профилей. Гуманитарии выступают против обязательного экзамена по математике, а для технарей сложно сдавать литературу.
Для разных профилей нужно сделать разный набор обязательных экзаменов. Кстати, по поводу русского языка никто не возмущается. Но с этим предметом проблемы у детей, у которых русский неродной, а таких детей и в Москве много. По математике мы в этом году дали право тем, кто изучал математику в небольших объемах, раз этот экзамен обязательный, определять, за какое количество баллов какую оценку ставить. В будущем придется вводить такую систему и по русскому языку для национальных школ.
Хорошо ли, что такие вузы, как МГУ, получили особый статус и проводят дополнительные вступительные испытания?
МГУ в этом году стал принимать по результатам ЕГЭ. Одна из целей ЕГЭ — это доступность качественного высшего образования для всех детей. Сегодня победителями международных олимпиад становятся дети из таких поселков, про которые ничего не слышали. Тут мы добились серьезных успехов. На момент начала эксперимента с ЕГЭ в ведущие вузы Москвы и Петербурга поступали 75% москвичей и петербуржцев и 15-25% всех остальных. Хотя в советские времена пропорция была обратная: четверть москвичей и ленинградцев, а остальные три четверти — со всего Союза. Сейчас — 50 на 50. Число ребят из села в региональных вузах увеличилось в разы.
Очень важная задача — закрыть плохие вузы и обеспечить доступность хорошего образования. И никакие дополнительные испытания подавляющему большинству вузов не нужны. Кстати, что касается вузов-лидеров, то СПГУ начал принимать результаты ЕГЭ, как только Санкт-Петербург включился в эксперимент. Физтех два года посмотрел и тоже стал брать результаты ЕГЭ. Для них очень важно портфолио, потому что приемная комиссия, которая состоит из профессоров и академиков, с большим удовольствием примет парня, у которого на пару балов меньше по математике, зато он — кандидат в мастера спорта. Это и есть независимая внешняя оценка.
Сейчас с подачи вновь избранного президента России резко сокращаются юридические факультеты. Какая следующая специальность может подвергнуться такой чистке?
Юристов в России готовится очень много, и в основном это второе высшее образование. Такие вузы никто закрывать не собирается. Например, в городе N есть три государственных университета, пять филиалов государственных вузов и десяток негосударственных, и все готовят юристов. Прогнозная потребность юристов в общем известна в этом субъекте федерации, и бюджетные места под эту прогнозную потребность будут выдаваться тому вузу, у которого самый сильный потенциал. Все остальные продолжат готовить, если они это делают качественно.
Рособрнадзор хочет ужесточить требования к вузам, которые готовят по юридическим специальностям. Например, сделать обязательным наличие собственной криминалистической лаборатории, юридической библиотеки. Особое внимание собираются уделить преподавателям.
Следующая специальность, на которую будем смотреть так же придирчиво, — экономисты и управленцы. На самом деле будут ужесточаться требования ко всем видам образовательных учреждений, по всем специальностям.