(Продолжение статьи "Кастрат Фаринелли" или кто такие сопранисты)
Современных «фаринелли» теперь готовят не на операционном столе, а в консерваториях, и называют совсем иначе - контртенорами. Контртенор – это мужской голос, по высоте равный женскому контральто, меццо-сопрано или сопрано, но по звучанию отличающийся от женских голосов из-за различий в строении мужского и женского голосового аппарата.
В отличие от кастратов, голос контртенора имеет абсолютно естественное происхождение: после возрастной мутации голосового аппарата такие певцы сохраняют способность петь сопрано или альтом, причём, в большинстве случаев, это никак не связано ни с гормональными проблемами, ни с сексуальной ориентацией.
По известным историческим фактам, в России о существовании контртеноров не подозревали до конца 80-х годов ХХ века, да и во всем мире пение мужчин, от природы обладающих такими высокими голосами, изначально воспринималось как псевдоподражание кастратам. Кстати, среди оперных певцов контртенор - большая редкость.
В России таких людей всего трое. Один из них - Олег Безинских - обладает поистине уникальным голосом: его диапазон - три с лишним октавы (от баритона до сопрано). На Западе его уже несколько лет называют не иначе как «русское чудо».
Олег Безинских сейчас живет в Петербурге, но концерты дает очень редко, зато пользуется большим успехом за границей, выступая на лучших площадках мира. Два года назад он закончил Консерваторию (класс профессора Виктора Юшманова), впервые за ее 137-летнюю историю став выпускником, имеющим диплом «контртенора-сопраниста».
Когда он пел в «Санктъ-Петербург опера» арию Юродивого из оперы Мусоргского «Борис Годунов», разразился грандиозный скандал. Возникла целая полемика в прессе на тему - «Можно ли использовать в опере такие голоса?»
Гендель написал 21 оперу для контртенора, Моцарт - несколько произведений для кастрата Сенезино, для таких же голосов писали и Шнитке, и Бернстайн, и Монтеверди. Раньше на партитуре не ставили «контртенор», а ставили «сопрано». Но партии-то мужские!
В Москве недавно была премьера оперы Монтеверди, где партии контртеноров заменили женщинами. В Мариинском театре идет опера «Орфей и Эвридика» Глюка, где партию Орфея опять-таки исполняет женщина.
Сам Ростропович предложил певцу партию в опере «Алиса в Стране чудес» композитора Александра Кнайфеля, постановка которой состоялась в Амстердаме.
На киностудии «Нева» совместно с компанией Уолта Диснея проводился конкурс на дубляж 13-серийного мультфильма о Микки-Маусе, и Безинских был единодушно утвержден на главную роль. В Петербурге состоялась премьера кантаты «Иерусалим»: соло было специально написано для Олега петербургским композитором Петром Геккером.
Это произведение записали с 14-летним виртуозом-виолончелистом Никитой Зубаревым для будущего компакт-диска, куда войдут лучшие сочинения Геккера, в том числе цикл на стихи Омара Хайяма, тоже специально написанный для Безинских.
В Москве в зале Чайковского с большим успехом прошла опера Дмитрия Бортнянского «Алкид». Дирижировал Антон Шароев, правнук великого Рубинштейна - основателя Петербургской консерватории. Кроме того, в планах Олега - тесное сотрудничество с Московской камерной филармонией, руководителем которой является Елена Образцова.
Какие еще исполнители, обладающие уникальным голосом, концентрируют и поражают своим талантом благодарных слушателей? Вот еще несколько имен:
- Контртенор Николай Гладских готовится к прослушиванию в лондонский театр Covent Garden, учится в РАТИ (ГИТИС) у Романа Виктюка и обладает таким уникальным тембром голоса, что его сравнивают с великим Фаринелли. Знатоки пророчат Николаю Гладских великое будущее
- Британский контртенор Майкл Чанс обладает невероятно аккуратно сделанным голосом с совершенно особым тембром.
- Контртенор Пол Эссвуд по праву считается одним из самых значительных исполнителей современности.
- Имя немца Йохена Ковальского стоит особняком. Уже долгие годы ему принадлежит звание самого звездного контртенора, чьи компакт-диски расходятся невиданными для классической музыки тиражами.