«Я знал… и надеялся, что грядет Он, тот, кто призван стать идеальным выразителем времени, тот, чье мастерство не проклевывается из земли робкими ростками, а сразу расцветет пышным цветом. И он явился, юноша, светлый, у колыбели, которого стояли Грации и Герои. Его имя – Иоганнес Брамс».
Роберт Шуман.
Родители Брамса были необычной, но очень счастливой парой. Его мать, Хенрика Христиана Ниссен была на 16 лет старше его отца. Причем выглядела она слабой и нездоровой, к тому же еще и прихрамывала на одну ногу. Но, несмотря, ни на, что, отец Брамса, Иоганн Якоб, прожил с ней долгую и счастливую жизнь, почти сорок лет.
Иоганнес Брамс родился в Гамбурге 7 мая 1833 года, отец его был профессиональным музыкантом, контрабасистом, впрочем, он умел играть почти на всех инструментах. Самые первые уроки музыки мальчик получил от отца, далее он учился у О. Косселя и Э. Марксена
Маленький Брамс больше всего любил играть оловянными солдатиками, игра могла длиться часами, и даже повзрослев и став знаменитым композитором, он не оставил этого занятия. Друзья удивлялись и говорили маэстро, что он просто теряет время. «Господа, вы ничего не понимаете ни в творчестве, ни в оловянных солдатиках, Стоит мне выстроить мою верную армию и скомандовать ей «вперед», как ко мне немедленно приходит вдохновение, и в то время, как мои солдаты бегут на штурм, я бегу к роялю» - отвечал им композитор.
Вторым увлечением у Брамса всю жизнь было чтение. Он читал много, выбирая для этого каждую свободную минуту. Чтение для него было и забавой, и передышкой в работе, и необходимостью. Брамс позднее говорил своим ученикам: «Чтобы стать хорошим исполнителем, надо не только много упражняться на инструменте, но и много читать. Книга будит воображение, не дает лениться уму. Читайте, господа, читайте как можно больше!»
Ученики удивлялись, ведь инструмент это главное, и он требует времени. «Было бы желание, а уж время всегда найдется. Например, сам я, еще, будучи ребенком, вынужден был зарабатывать на жизнь, играя всякую ерунду в матросских кабачках Гамбурга. Я довольно сильно томился таким времяпрепровождением, пока не догадался поставить на пюпитр вместо нот книгу! Правда, порой, зачитавшись, я и не замечал, как вместо танцев принимался играть сонату Бетховена... Но, честно говоря, пьяным матросам было все равно, они плясали и под Бетховена. Так что и они, и я проводили вечера во взаимном удовольствии» - отвечал им учитель.
Закончив 1853 году свое музыкальное образование, вместе со своим другом скрипачом Э. Ременьи, Брамс отправился в турне. В Ганновере юноши встретились со знаменитым скрипачом того времени Й. Иоахимом. Пораженный талантом и мастерством Брамса и Раменьи, Иоахим дал молодым людям рекомендательное письмо к Листу. После прослушивания знаменитый Лист решил присоединить их к Новонемецкой школе, которую возглавлял вместе с Вагнером. Но Брамс отказался и отправился в дальнейшее путешествие один, а его друг Ременьи остался в Веймаре
Путешествуя, Иоганнес оказался в Дюссельдорфе, где познакомился с семьей Роберта Шумана. При первом своем посещении этого дома юноша сильно нервничал, ведь он должен был играть свои произведения для знаменитого композитора. Брамс перебирал, ноты и размышлял о том, чтобы ему исполнить, как внезапно в комнату вошла женщина – жена Шумана, Клара Вик.
Иоганнес Брамс был поражен ее красотой и весь вечер играл только для нее. Никогда в жизни он больше не играл, так как в этот раз. Брамс стал часто посещать этот дом, он полюбил семью Шуманов. Но вскоре произошло несчастье, Роберт Шуман, давно страдавший душевной болезнью, в очередном припадке, бросился в Рейн, желая покончить с собой. Шуман никого не узнавал, ругался и кричал. Все закончилось тем, что врачи поместили его в лечебницу для душевнобольных.
Брамс, в буквальном смысле этого слова, поселился у Шуманов. Для себя он решил, что должен стать опорой для Клары, которая была беременна седьмым ребенком. Шуман долго не вспоминал о своей семье, и только в день рождения жены он вспомнил о ней. Но врачи не разрешали встреч, позволена была только переписка.
Клара Вик в прошлом была великолепной пианисткой, и, оставшись без средств к существованию, она вновь занялась музыкой, причем преуспела, став вновь пианисткой, о которой заговорили, как об оной из самых талантливых.
Брамс же в это время нянчился с детьми, он стал давать уроки музыки, чтобы помочь Кларе деньгами. Он обожал эту женщину, хотя она была чужой женой и старше его на 14 лет. По-видимому, и Клара была неравнодушна к нему.
В 1856 году, не выходя из клиники, скончался Шуман. После похорон Клара сказала, что теперь навеки ушло ее счастье. Несмотря на сделанное Брамсом предложение руки и сердца, она рассталась с ним, на удивление друзьям и знакомым, которые знали об их взаимной любви.
После этого Иоганнес стал сторониться женщин. О нем ходили самые нелепые слухи: то про якобы данный обет безбрачия, то про сон, в котором он умирает у алтаря. На самом деле Брамс был веселым, добрым человеком, любил шумные компании и девушек, Иоганнес даже ухаживал за ними, но как только дело доходило до серьезных отношений, он старался уйти в сторону.
Любовь к Кларе он пронес через всю сою жизнь и после ее смерти вложил все свои чувства в замечательное произведение «Четыре строгих напева». Им он прощался со своей возлюбленной.
Иоганнес Брамс пережил Клару всего на один год, тяжело заболев после ее смерти. Он скончался в Вене 3 апреля 1897 года.
Брамс за всю свою жизнь не написал ни одной оперы, но он оставил нам около 200 песен для голоса и фортепиано, четыре концерта и четыре симфонии, квартеты и дуэты, несколько пьес для органа, произведения для двух фортепиано и его знаменитый «Немецкий реквием», да всего, наверное, и не перечесть.
Его творчество завершает классический период немецкой музыки.