Парящие в небе. BASE-джампинг: Бэтмен отдыхает

(Экстремальный отдых)
(Экстремальный отдых)

Поздравим себя: сбылась вековая мечта прогрессивного человечества! Сколько отчаянного народа замучили-затравили темные силы за попытку воспарить в небе, за заранее обреченный шаг в пространство полета. А сколько жизней унесла эта тысячелетняя идея научиться летать - и вспомнить страшно. И все же покорили люди небеса обетованные - правда, хитростью, призвав на помощь свой технический гений.

Сначала изобрели цеппелины, потом в воздух поднялись винтокрылые машины и самолеты, наконец, человек вырвался и на космическую орбиту. Но научиться летать самому - никому не удавалось. Так, чтобы не падать камнем, - какой это полет! – а парить свободно, как птица.

И вот свершилось! Теперь вопрос - почему мы не летаем? - уже не актуален или требует разделения этого "мы". Мы - это те, кто действительно не летает и вряд ли хоть однажды ощутит незабываемый миг слияния с небом и ветром. И - ОНИ, те, кто стал-таки человеком-птицей.

ВЫБОР ЦЕЛИ

Для начала необходимый ликбез. Что собственно, означает base? Bcе очень просто - площадка, база, которые могут располагаться на здании, мосту, скале - короче, всюду, откуда начинают свой полет настоящие бэйсджампингисты. Лидером еще совсем молодого ROC- российского бэйс-движения стала компания "Русский Экстремальный Проект" (РЭП), организованная в феврале 2000 года Валерием Розовым. Уроженец Нижнего Новгорода - известнейшая личность в мире экстремалов. Профессиональный альпинист, чемпион мира 99 чемпион по парашютному спорту (больше 4000 прыжков), чемпион X-games, чемпион мира-98 по скайсерфингу, серебряный призер Всемирных авиаигр-2001.

В его компании профессиональных парашютистов и альпинистов объединились лучшие из лучших. "РЭП" проводит по всему миру уникальные акции, носящие предельно экстремальный характер. Но идеология "Розова и К°" категорически отвергает бездумный и неоправданный риск - шампанское, конечно, все любят, но жизнь ребятам пока все-таки еще не опостылела. Их кредо - высший профессионализм.

Пожалуй, это единственно верный подход к делу, где не только испытываешь запредельно острые ощущения, но и постоянно балансируешь на лезвии косы костлявой старухи. Парашютизм - исключительно опасный спорт. За последние три года смерть под куполом только в России настигла 42 спортсменов. Последней жертвой стала Олеся Шумакова из Софрино. Ее летальный прыжок случился 22 июля 2001 года...

Но не будем о грустном. В начале июля состоялась очередная суперакция компании "Русский Экстремальный Проект". Команда из четырех человек: бэйсджамперы Валерий Розов и Денис (Дэн) Ленчевский, оператор Лев Дорфман и фотокорреспондент SL, автор этих строк - отправилась в Швейцарию, в Бернские Альпы, чтобы совершить бэйс-прыжок с северной стены культовой альпийской вершины - Эйгер. А спонсором экспедиции выступила компания "Даичи", официальный дистрибьютор "DAIKIN".

Кстати, именно Валера и Дэн снимались в потрясающе эффектном рекламном ролике новой газировки Mountain Dew. Помните?

А предыстория затеи такова. В конце прошлого года в телефонном разговоре наш швейцарский друг Томас Ульрих похвастался, что открыл на горе новое место и он со своим знакомым Уле Гегейншацем уже совершили первые бэйс-прыжки.

Валера эту информацию воспринял как вызов и предложил организовать экспедицию на Эйгер, чтобы сделать то, что никому в мире еще не удавалось. До нас с предвершинного северо-западного гребня рискнули спрыгнуть только три человека. Но! На exit - точку прыжка - их доставляли вертолетом. А Розов поставил перед нашей экспедицией задачу гораздо более сложную. Чтобы полностью соблюсти "чистоту эксперимента", решили весь цикл пройти безо всякой посторонней помощи: самостоятельное восхождение по горе - прыжок - полет на место приземления.

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ЗОНА НЕБА

Высота Эйгера - 3985 м с перепадом высот - 1700 м, а нам предстояло подняться до отметки 3300. Отвесный участок стены здесь тянется на 700 метров, далее идет склон под углом 60 градусов. Замечу, что таких мест, где можно выполнять бэйс-прыжки в реальных горах, а не с обычных, легко доступных скал, - на пальцах одной руки пересчитать. А по труднодоступности, исключительно сложным погодным условиям, многим другим параметрам северная стена Эйгера просто уникальна.

Как это часто бывает, русских экстремалов природа решила проэкзаменовать по полной программе. Перед нашим приездом городок Лаутербрюнер, где мы сняли себе небольшую квартирку в интерлагере, купался в летнем солнышке и наслаждался чудесной погодой. Но стоило подъехать нашей команде - нагрянул циклон, который "гостеприимно" встретил россиян затяжными, холодными дождями. А в горах и вовсе пошел снег, и температура воздуха упала до минус 5.

Впрочем, такие дурные шутки небесной канцелярии нас, разумеется, остановить не могли. Вообще я уже к этому привык: всегда, когда кто-то бросает перчатку судьбе и стихии, природа моментально забывает правила "фэйр плей". Впрочем, это и понятно: в очередной раз "прогибаться" перед человеком очень неприятно и, наверное, унизительно. А придется, голубушка, никуда ты не денешься!

Хотя первая попытка все-таки сорвалась. Когда мы уже достигли точки, взбеленился ветер, достигший прямо-таки шквальной силы - прыгать было просто нереально. В надежде поймать "окно" мы просидели часов пять, но на этот раз столь яростной атаке матушки-природы вынуждены были уступить.

Восхождение совершали без веревок, в режиме повышенного риска. Пошли на это сознательно, потому что народ собрался бывалый. Отступать было особенно обидно, потому что все работали четко и слаженно, но главное - подъем получался быстрым, и мы намного выигрывали по времени. А в горах иметь лишние часы или даже минуты всегда очень важно. Маршрут до exit мы проходили за час пятьдесят минут, а со страховочными веревками на это потребовалось бы более четырех часов.

КРОВАВЫЙ ГРИБ

Зато вторая - и последняя - попытка оказалась успешной. Нам все-таки удалось подловить светлое "окно" в мокрой пелене дождей и достичь нужного места на северо-западном гребне, известного под названием Машрум (Гриб). Но прежде чем совершить бэйс-джамп, Валере и Дэну пришлось опровергнуть, казалось бы, вечную аксиому: нельзя перепрыгнуть пропасть в два прыжка. Можно, господа, можно!

И то ведь верно, на свете нет ничего невозможного. Особенно, если за дело берутся горячие русские парни.

Точка прыжка представляет собой непонятно как образовавшийся откол от стены в форме гриба. Попасть на него можно только с гребня, где нельзя разбежаться, - лишь два шага, чтобы оттолкнуться и скакнуть на три метра до грибочка. Но шляпка-то у него, как положено, выпуклая.

При этом каменная площадка размером чуть больше письменного стола искорежена так, что наждак в сравнении с ней покажется вам туалетной бумагой. А между ножкой этого гриба и стеной - сужающийся провал 70 метров. Если упадешь туда - всего порвет и заклинит намертво. А уж, не приведи Господь, сорвешься, то через 3300 метров тебя ждет встреча со старушкой, той, что с косой...

Ну что, господа хорошие, кто у нас первый в списке желающих запрыгнуть на этот симпатичный боровичок?! То-то.

Первым пошел Дэн. Риск запредельный: или - пан, или - пропал...

И - и - раз - два - хоп! Допрыгнул! Казалось, вцепился "четырьмя точками" в каменные ребра, но тут срывается левая рука и его тянет назад, в провал!

Мы разом оглушаем горы: "Дер-р-ржи-и-ись!!!" Диким усилием ему удается сместить центр тяжести и вновь ухватиться левой за режущий выступ. Теперь - фиксация. Е-е-есть! Красавец! Дэн встает и вскидывает руки. "Ты - лучший!" - радуемся в один голос. И только сейчас видим: камень, за который он держался, весь в крови, перчатка защитная разорвана и ладонь вспорота до мяса... А ведь на руках у него была суперпрочная защита от Dainese protective gear с двумя слоями толстой кожи.

Уже на земле выяснилось, что Дэн получил и сильнейший ушиб голеностопа - гематома выползла с хороший грейпфрут. И если бы не специальные горные ботинки Salomon, которые надежно и плотно держат стопу, - перелома не избежать. Но у этих ребят явно занижен порог чувствительности, и вопрос - прыгать или нет с такими травмами - даже не возникал.

Ушиб, понятно, дело поправимое, а вот семисантиметровый шрам на ладони останется навсегда. На долгую память о боровичке... Кстати, Денис потом признался, что этот прыжок выполнить было даже сложнее, чем бэйсджампинг.

Затем он закрепил на шляпке веревку, и Валера по ней аккуратно спустился на точку прыжка. А теперь вперед - вдогонку за птицами!

КРЫЛАТЫЙ КОСТЮМ

Отдельного описания, несомненно, требует специальный крылатый костюм для бэйсджампинга - Morinas Droplet Wing Suit. Его с полным правом можно считать самым маленьким летательным аппаратом в мире. Главная особенность его конструкции - крылья, большие перепонки между руками и ногами. Кстати, в свободном полете силуэт бэйсера абсолютно похож на фигуру американского киноклоуна Бэтмена.

Разница только в том, что на голове у экстремала - специальный шлем с видеокамерой, а прическа "летучего мышонка" обтянута резиновой шапочкой для плавания на мелководье. Так вот. Если под обычным куполом спортсмен рулит руками, ногами и телом, то Wing Suit управляется изменением плоскости крыльев. Это совершенно другая и намного более сложная техника работы парашютиста. Никаких специальных механизмов нет - только меняя углы наклона и натяжение перепонок, ты задаешь оптимальный угол атаки, учитывая при этом подъемную силу воздушного потока.

Бэйсер в горах должен уметь точно понимать и даже предчувствовать любые возможные пируэты ветра и, мгновенно реагируя на новую ситуацию, молниеносно корректировать направление полета. Очень помогают в этом птицы, которые, паря на динамических струях воздуха, с опережением подсказывают тебе "план действий". А разглядеть их стремительные маневры в очках Oakley особого труда, к счастью, не составляет.

Кстати, без них мы бы точно "сожгли" себе глаза, потому что часть горного маршрута проходила через ледник, а летом солнце там палит беспощадно. Во время первого восхождения у всех жутко обгорели лица. Мы даже предположить не могли, что бывает такой солнечный огонь, и не взяли с собой никаких специальных кремов. И попали...

Крылатые костюмы принципиально отличаются от обычных парашютов и в режиме полета. Перепонки создают большую дополнительную площадь, поэтому при вертикальном падении бэйсер летит намного медленнее, чем по горизонту. Опускаясь, его скорость не превышает 70-80 км/ч, а в горизонтальной плоскости до раскрытия парашюта он с невероятной быстротой достигает отметки 150! И в таком свободном планировании бэйсмен может пролететь несколько километров! Правда, наши ребята ограничились тысячей метров - это максимум, что позволяют здешние условия.

РУССКИЕ В НЕБЕ - БЭТМЕН ОТДЫХАЕТ

В бэйс они ушли вместе. Дэн летел чуть впереди, и его камера смотрела назад. На "хвосте" планировал Валера, постоянно державший партнера в фокусе видеошлема. Первая ступень смертельной опасности - отрыв, то есть отделение от точки прыжка. Если что-то сделал нечетко или того хуже - поскользнулся, можешь тут же свалиться в БП - беспорядочное падение.

Это жуткая штука, когда тебя начинает колбасить-крутить-вертеть, как лягушонка, который попал в жерло торнадо. Настроение радостно-приподнятое: уже не соображаешь, где земля, где небо, где ноги-руки и куда тебя несет воздушный зверь. Вырулить из этого мертвого пике удается очень немногим. А если представить, что рухнул в крылатом костюме, когда связан по рукам и ногам перепонками, и летишь в паре метров от скалы...

Но наши бэйсеры без ошибок сорвались в пропасть и, приняв максимально обтекаемую позу ракеты, устремились вперед-вниз. 1000 метров небесной дороги. Я вижу парящих в свободном полете людей-птиц. Они закладывают виражи, выписывая замысловатую параболу, и выходят на терминальную - предельную - скорость - 150 км/ч! И на сумасшедшей скорости нужно мгновенно реагировать на изменения рельефа стены - проморгаешь "полку" в 3-5 метров, и твои мозги на лету склюют горные галки.

Свободный полет ребят кажется бесконечно долгим, но секундомер фиксирует реальное время - 42 секунды. В небе время течет иначе. И если бы Штирлиц на эти 42 секунды стал человеком-птицей, то, приземлившись, наверняка, был бы уверен, что его внутренние часы отмерили известные 30 минут. Но полковнику Исаеву, увы, не суждено было увидеть бэйсеров в полете. Зато удача улыбнулась группе японских туристов, которые, прогуливаясь по склону горы, буквально остолбенели, увидев пролетающих в 50 метрах от них людей. Но шок быстро сменился пулеметной очередью щелкающих "мыльниц" и не по-японски эмоциональными возгласами приветствия.

Теперь - открытие парашюта. Когда летишь вдоль длинного горизонтального склона, купол открывается не вертикально, как при обычном прыжке, а вырывается вдоль тела. И возникает реальная опасность зацепа - за руку или за ногу. Если это случится - все, конец. Запасного парашюта у бэйсеров нет.

Но и это еще не все. Нужно подловить единственно точное мгновение, когда его выдернуть, потому что в момент открытия парашют дает просадку, и, если не рассчитаешь, тебя расплющит о стену. При этом все нужно делать абсолютно синхронно, чтобы "верхний" бэйсмен не пробил парашют "нижнего".

Дэн и Валера блестяще исполнили этот сложнейший элемент полета и улетели в долину - приземляться.

И тут произошел забавный эпизод. Ребята опустились на частную ферму и тут же увидели бегущего к ним хозяина. Швейцарец громко ругался и размахивал кулаками, мол, ах, негодяи, вы перетопчите мне весь урожай! Но, разобравшись, кто перед ним, сменил гнев на милость и потребовал в качестве компенсации 5 франков на пиво.

У ребят денег в парашютах почему-то не оказалось... Но на следующий день они заглянули на ферму и в отсутствие хозяина положили пятерку на сиденье трактора. У нас все честно! И оставили записку: когда полетим в следующий раз, захватим с собой в небо ящик пива. Так, на всякий пожарный.

разместил(а)  Филимонова Дарья


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: