Счастье жить Йозефа Гайдна

В музыке Гайдна не слышится и малой толики его проблем, нет в ней озлобленности и раздражительности, вся она — «источник, в котором человек черпает радость и свет»
В музыке Гайдна не слышится и малой толики его проблем, нет в ней озлобленности и раздражительности, вся она — «источник, в котором человек черпает радость и свет»

Согласитесь, нам трудно каждый день сохранять душевное равновесие и чувствовать себя счастливыми, довольствуясь одним лишь тем, что мы хорошо и с любовью выполняем свое дело. А вот Гайдну это удавалось.

Йозеф Гайдн — сын каретника из Цвиккау. В детстве поет в церковном хоре в венском соборе Святого Стефана, в свободное от учебы время чистит на улицах сапоги прохожим, а по вечерам развлекает любителей музыки исполнением серенад и дивертисментов.

В музыке Гайдна не слышится и малой толики его проблем, нет в ней озлобленности и раздражительности, вся она — «источник, в котором человек черпает радость и свет»

Любителем шуток и озорства Гайдн был всегда. Однажды он подговорил приятелей-музыкантов спрятаться в разных уголках Вены и ночью по его сигналу заиграть кто что захочет. Как же возмущались венцы, среди ночи разбуженные таким «кошачьим концертом»!

Затем — 29 лет службы и постоянной зависимости от капризов князя Эстергази: «по первому приказанию его светлости, великого князя, он, вице-капельмейстер, обязуется сочинять любую музыку, какую пожелает его светлость, никому не показывать новых композиций, а тем более никому не разрешать их списывать, но хранить единственно для его светлости и без ведома и милостивого разрешения его ни для кого не сочинять».

Всю жизнь Гайдн неустанно трудится. Из-под его пера вышли не только 104 симфонии (кстати, ни один композитор больше не написал столько симфоний!), но также множество камерных произведений, мессы, оратории.

В музыке Гайдна не слышится и малой толики его проблем, нет в ней озлобленности и раздражительности, вся она — «источник, в котором человек черпает радость и свет»

Вот как Гайдн описывает начало своего рабочего дня: «Я рано встаю и, как только оденусь, становлюсь на колени и молю Господа и Пресвятую Деву, чтобы мне и сегодня была удача. Потом я завтракаю и сажусь за клавесин и начинаю искать. Если нахожу скоро, то дело идет без особых помех. Но если работа не дается и я вижу, что из-за какого-то проступка я лишился милости Божьей, тогда я снова приступаю к молитве и до тех пор молюсь, пока не почувствую, что я прощен».

Как-то раз Гайдн, тогда уже знаменитость, давал концерты в Англии. Англичане восторженно принимали композитора. Но как только начиналась медленная часть симфонии, многие незаметно для себя засыпали: музыка была такой плавной, умиротворяющей, что сладкой дремоте трудно было противостоять. Гайдн решил позабавиться над слушателями и немного их проучить. Когда заиграли вторую часть симфонии и глаза стали медленно закрываться, — вдруг, точно гром с ясного неба, прогремели литавры. Испуганные англичане долго еще приходили в себя, а симфонию так и назвали — «Сюрприз» («Симфония с ударами литавр»).

В музыке Гайдна не слышится и малой толики его проблем, нет в ней озлобленности и раздражительности, вся она — «источник, в котором человек черпает радость и свет»

И такая внутренняя чистота и искренняя вера соединялась с жаждой постоянного поиска и эксперимента. Наверное, оттого еще при жизни Гайдна все его произведения называли «скандально веселыми», возмущались, что у него «никогда не знаешь, в какую сторону повернется мысль», что он нарушает «правила строгого письма» в музыке. Но для Гайдна важнее строгих правил было то, что его музыка доставляла слушателям радость. «В этом мире так мало счастливых и довольных людей, везде их преследует горе и заботы; быть может, моя музыка послужит источником, из которого обремененный делами человек будет черпать свое спокойствие и отдых», — любил повторять композитор. Наверняка он согласился бы с Бетховеном, сказавшим: «Нет правила, которого нельзя было бы нарушить ради более прекрасного».

В музыке Гайдна не слышится и малой толики его проблем, нет в ней озлобленности и раздражительности, вся она — «источник, в котором человек черпает радость и свет»

Даже став известным композитором, Йозеф Гайдн не оставил своих шуток. Летом 1772 года князь Эстергази надолго задержал музыкантов в своей резиденции. Устав, соскучившись по семьям, они попросили Гайдна похлопотать за них. Зная вспыльчивый, непредсказуемый характер князя, композитор решил выразить просьбу... музыкой. Он сочинил симфонию, в финале которой оркестранты один за другим уходят, гася свечи. Князь понял намек и отпустил музыкантов.

Музыкальные идеи не покидают его до глубокой старости: «Воображение играет на мне, как если бы я был клавиром». Свою старость, в отличие от Моцарта и Бетховена, которых тоже принято считать венскими классиками, Гайдн прожил в мире и почете. Его музыку исполняли в Лондоне и Париже, Москве и Петербурге.

В музыке Гайдна не слышится и малой толики его проблем, нет в ней озлобленности и раздражительности, вся она — «источник, в котором человек черпает радость и свет»

Лишь последние дни его были омрачены вторжением в Вену войск Наполеона в 1809 году. В это время Моцарта уже не было на свете, а Бетховен успел написать свою третью, «Героическую» симфонию.

И все-таки жизнь Гайдна была полна трудностей и забот, а порой ему приходилось и терпеть унижения. Мы этим тоже не обделены, скажете вы, что же здесь героического? Только в музыке Гайдна не слышится и малой толики его проблем, нет в ней озлобленности и раздражительности, вся она — «источник, в котором человек черпает радость и свет». Этот закон композитор не преступил ни разу. Послушайте его музыку, и убедитесь сами.

Анна Мироненко


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: