В связи с годом культуры Турции в России в московском Доме кино стартовала неделя современного турецкого кино – мероприятие экзотическое, но не безынтересное. На открытии выступил посол Турции в России Халиль Акинджи, напомнив историческую связь российского и турецкого кинематографа, впрочем, несмотря на заверения посла, довольно косвенную. Фестиваль продлится до 5 декабря, чтобы вскоре вновь начаться уже в Казани. Фильмом открытия стала дебютная картина Сейфи Теомана «Книга отдыха» или «Внеклассное чтение», как кому больше нравится.Школьник Али (Тайфун Гюнай) в предвкушении надвигающихся школьных каникул. Однако с первых же часов долгожданной свободы начинается длинная полоса разочарований: задиристый одноклассник отнимает у него учебник, жвачки, которые он, с благословения отца, пытается втюхать прохожим, не продаются. Дома тоже все плохо: брата скоро заберут в военное училище, мать подозревает отца в измене, сам же отец попадает в больницу с опухолью мозга. Несчастной, а точнее несчастливой семье, как может, помогает дядя Али – Хасан (Танер Бирсель), хотя и у него полно проблем, а еще больше – переживаний.
На вопрос, почему дети, не обремененные опытом разнообразных киношкол, подчас играют лучше маститых актеров, вряд ли кто отважится дать однозначный ответ. Но факт налицо: из недавних ярких примеров – «Будда рухнул от стыда» Ханы Мохмальбаф. Десятилетний дебютант Гюнай ожидаемо переигрывает здесь всех бородатых дяденек и привычно измученных жизнью домохозяек. Впрочем, и Аитен Токун (мать), и Осман Инин (отец) играют довольно искренне.
Оператор неоригинально красив – дает почти всегда статичную картинку, сделанную с прицелом то на Лебешева, то на Саша Верни, но с неизменным национальным колоритом. Но вот подводит режиссер, безбожно растянувший эти бесчисленные маленькие трагедии, да к тому же так и не превратив их в большие. А потому рыдания матери у койки умирающего отца или, там, терроризируемый сверстниками мальчик не вызывают ни умиления, ни сострадания. Да и от одной по-настоящему пронзительной сцены к другой фильм совершает получасовые путешествия через пресноватое озеро повседневности. Но если, допустим, господин Джим Джармуш находит в этой повседневности источник вдохновения, а потому исправно создает шедевральные фантасмагории, то режиссер Теоман видит в ней только смертную скуку, и логично заражает ею зрителя.
Чрезмерную затянутость отчасти искупает потенциально стильный финал, действительно оригинальный и мудрый, но и его Теоман умудрился безвкусно растянуть, заигравшись в Тарковского. В итоге, самыми любопытными для отечественного зрителя становятся сцены, в которых трудолюбивые домочадцы оригинальным методом взбивают пух или с удивительной скоростью упаковывают яблоки. Кстати, вы знали, что в Турции можно легально откупиться от армии?