Единый государственный экзамен (ЕГЭ) объективно оценивает знания абитуриентов, помогает одаренным ребятам бесплатно поступать в ведущие университеты страны и снижает коррупцию в вузах, считают ректоры российских вузов.Единый государственный экзамен (ЕГЭ) объективно оценивает знания абитуриентов, помогает одаренным ребятам бесплатно поступать в ведущие университеты страны и снижает коррупцию в вузах, считают ректоры российских вузов.
С 2009 года в России вступает в силу закон о ЕГЭ, согласно которому все вузы при поступлении абитуриентов должны будут учитывать результаты единого госэкзамена. Рособрнадзор провел опрос среди ректоров российских вузов о плюсах и минусах единого госэкзамена.
"У ЕГЭ есть серьезное преимущество - одаренным и хорошо подготовленным абитуриентам результаты ЕГЭ позволят поступить в выбранный ими вуз на бюджетной основе, что могло быть очень тяжело при сдаче стандартных экзаменов", - считает проректор по учебной работе Кубанского государственного аграрного университета Николай Нещадим.
Ректор Самарского государственного аэрокосмического университета имени Королева Виктор Сойфер отмечает, что в последние три года зачисление абитуриентов в его вуз на бюджетные места проводится только по результатам ЕГЭ, благодаря чему наметилась четкая тенденция увеличения числа иногородних студентов.
Выпускники школ, у которых были высокие баллы по ЕГЭ, на первом курсе Финансовой академии при правительстве РФ в основном свои знания подтвердили, заявил ректор академии Михаил Эскиндаров.
"У многих абитуриентов, которые приезжали из регионов, были высокие баллы по ЕГЭ и золотые или серебряные медали. Их мы зачисляли без экзаменов. Таких в прошлом году было 80 человек. Из них только один имел проблемы с экзаменационной сессией, все остальные перешли на второй курс", - сказал он.
ЕГЭ отсекает слабо подготовленных школьников, не позволяя им поступать в вуз, и побуждает учеников работать в школе, а не надеяться на то, "что как бы я ЕГЭ не сдал, мне троечку поставят", считает проректор по учебной работе Южно-Уральского госуниверситета Александра Сидорова.
Он предлагает наряду с ЕГЭ восстановить систему переводных экзаменов внутри школы, чтобы к тому моменту, когда школьнику пришло время сдавать ЕГЭ, у него уже были системные знания.
По мнению ректора госуниверситета "Высшая школа экономики" Ярослава Кузьминова, прием абитуриентов по результатам ЕГЭ позволил снизить уровень коррупции в вузах почти в два раза.
"Объем коррупционных платежей в сфере высшего профессионального образования в начале 2000-х годов превышал миллиард долларов. А в 2007 году эта сумма оценивалась уже в 600 миллионов долларов. Именно переход от индивидуальных вступительных экзаменов в каждом вузе к единому порядку приема абитуриентов привел к существенному снижению уровня коррупции", - считает он.
Ректор МИСиСа Дмитрий Ливанов заявляет, что преподавателей возглавляемого им института "вполне устраивает" ЕГЭ.
"Сейчас есть два основных канала приема в вуз лучших: ЕГЭ и предметные олимпиады. Мы активно участвуем в олимпийском движении, и все наши интересы с точки зрения качества и количества набора вполне решаемы", - сообщил он.
Ректор Уральского государственного технического университета Анатолий Матерн отметил, что в прошлом году, когда ЕГЭ проводился в качестве эксперимента, "не очень хорошая статистика по математике была".
"Если такое сохранится, то отсеется процентов 20, и при демографических нюансах, которые мы ожидаем, не знаю, как это скажется. Возможно, будут коррекции, барьеры будут снижены", - сказал Матерн.
Роль ЕГЭ как инструмента итогового контроля за знаниями учащихся повышается, а количество претензий к его проведению уменьшается, полагает ректор Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Степан Жолован.
"Однако есть ряд проблем - это создание мифов о ЕГЭ, в частности, появление шпаргалок низкого качества, в том числе и в интернете, которые воспринимаются на веру и используются. В итоге, по результатам сданных таким образом экзаменов, сами преподаватели и родители начинают считать, что качество образования снижается", - отмечает он.
"Качество подготовки выпускников современных школ, к сожалению, не повышается. Это общая тенденция. Для этого мы и организуем дополнительные курсы для выпускников школ. Мы не должны гнаться за количеством, сейчас главное - это качество", - считает ректор Казанского государственного технического университета имени Туполева Юрий Гортышов. При этом он убежден: если страна взяла курс на ЕГЭ, необходимо двигаться дальше.