Последнее перо Франческо Петрарки. Красота спасет мир

Когда останки титана Возрождения предстали перед взором любопытных, то выяснилось, что у покойника отсутствует правая рука.
Когда останки титана Возрождения предстали перед взором любопытных, то выяснилось, что у покойника отсутствует правая рука.

Последнее время Западную Европу, а особенно Италию, охватил странный бум. Люди занялись гробокопательством! Уж очень им захотелось узнать, каким был истинный облик Колумба или Леонардо да Винчи. Не обошли вниманием и Франческо Петрарку.

Когда останки титана Возрождения предстали перед взором любопытных, то выяснилось, что у покойника отсутствует правая рука. И вспомнили одну старую легенду…. Впрочем, чтобы рассказать о ней, надо сначала узнать кое-что из биографии Великого Мастера.

Знатный потомок незнатных предков

Когда останки титана Возрождения предстали перед взором любопытных, то выяснилось, что у покойника отсутствует правая рука.

Франческо Петрарка родился ранним утром 20 июля 1304 года в тосканском городе Ареццо. Предки его долгое время жили в маленьком селении Инчиза, расположенном в тридцати километрах от славной Флоренции. Фамилия отца грядущего гения звучала вполне простонародно: Петракко. Это потом честолюбивый сын изменит фамилию на куда более благозвучную, с которой он и войдет в бессмертие.

Франческо должен был пойти по стопам не только отца, но и деда, и прадеда. Он должен был стать нотариусом. И стал им. В годы своей учебы в Болонье Петрарка, еще не бывший Петраркой, вел беспечную студенческую жизнь и не помышлял чем-то удивлять мир. Хотя уже тогда в нем проснулся поэт. Но его первые литературные опыты были обычны и не давали оснований для фантастических прогнозов. К тому же приходилось думать и о хлебе насущном. А жизнь нотариуса протекала более чем скромно, и ей надо было отдавать все время.

Но в 1326 году умирает его отец. Франческо наследует его состояние, которое хоть и не отличается внушительностью, но все же позволяет ему почувствовать себя куда самостоятельнее. Он уезжает в Авиньон, где тогда находилась резиденция римских пап.

И там же получает духовный сан, но становится не клириком, а лириком. Теперь-то он может меньше думать о деньгах и больше о вдохновении!

Когда останки титана Возрождения предстали перед взором любопытных, то выяснилось, что у покойника отсутствует правая рука.

Петрарка полностью отдается поэзии. Это странное духовное лицо обуреваемо страстями и тонким чувством женской сущности. Неожиданно Петрарка становится самым модным сочинителем папской столицы. К тому же он имеет высокий рост, приятную наружность и от него всегда хорошо пахнет благовониями.

Все аристократические дома открывают перед ним двери.

А 6 апреля 1327 года в церкви св. Клары Петрарка встречает женщину, имя которой знает теперь весь мир. Лаура! Двадцать лет он будет писать стихи на ее жизнь, а после 1348 года — на ее смерть!

И так до своей смерти в 1374 году.

Посвящение

Но все раннее творчество Петрарки все равно было в русле того, что уже сделали до него поэты. По-античному беспечный жизнелюбец в сутане должен был испытать какое-то потрясение, чтобы подняться на уровень своего соотечественника Данте. И он его испытал.

Петрарка отправился странствовать по Европе. А потом по родной Италии. И во время этого странствия однажды испытал вдруг величайшее желание подняться на вершину горы Мон Ванту.

Когда останки титана Возрождения предстали перед взором любопытных, то выяснилось, что у покойника отсутствует правая рука.

Весной 1336 года вместе с младшим братом Герардо поэт осуществил восхождение на самую высокую горную вершину в окрестностях Авиньона. Повинуясь какому-то внутреннему голосу, он взял с собой "Исповедь" Блаженного Августина. Эту книгу подарил ему в Париже ученый монах Дионисий. И, по словам самого Петрарки, книга раскрылась на определенном месте. Это произошло тогда, когда поэт и его брат достигли цели и стали созерцать с вершины горы мир человеческих страстей, оставшийся у ее подножия.

И Петрарка прочел: "Люди хотят удивляться высоте гор, бурным волнам моря, длинным течениям рек, бесконечности океана, вращению звезд, но не заботятся о самих себе".

На Петрарку снизошел удивительный свет. И тут он увидел рядом с собой Великого Святого. Блаженный Августин благословил его на подвиг поэтического подвижничества. Он как бы подсказал ему формулу, впоследствии озвученную Достоевским: "Красота спасет мир".

И еще сказал Блаженный Августин поэту, что отныне успехи его будут ошеломляющи, и что сильные мира сего поклонятся поэту и увенчают его венцом славы бессмертной! После Посвящения через Озарение он не просто писал стихи. А выполнял миссию.

Когда останки титана Возрождения предстали перед взором любопытных, то выяснилось, что у покойника отсутствует правая рука.

"Закон о Франческо Петрарке"

Пророчество начало сбываться. Все больше и больше внимания обращали на Петрарку люди, от которых зависела судьба тогдашней Италии. И все эти люди не просто восхищались шедеврами поэта, но и желали, чтобы сам автор их был почитаем так, как были почитаемы великие поэты античности. А может быть, и больше.

И вот 8 апреля 1341 года в возрасте 37 лет, странном и роковом возрасте поэтов, Франческо Петрарка вступил в Рим. Его пригласил туда кардинал Стефано Колонна, фактический правитель "Вечного города" и один из самых влиятельных людей Италии.

Еще недавно поэты были если и не презираемы, то достаточно мало замечаемы мастерами политических интриг. А простой народ, находившийся под неусыпным клерикальным надзором, и вовсе не смотрел на поэтов. Даже любомудр от поэзии, гонимый Данте, умер почти в полной нищете.

А тут навстречу Петрарке валили толпы народу. Было тепло и ясно.

Когда останки титана Возрождения предстали перед взором любопытных, то выяснилось, что у покойника отсутствует правая рука.

Петрарка поднялся на Капитолийский холм. Туда, где вещали такие люди, как Цицерон, как император-философ Марк Аврелий.

И поэт произнес речь. Речь во славу поэзии. Главным в его речи было то, что поэзия, как и красота, имеет право на свободу. Что и поэзия о самом лучшем человеческом чувстве, о любви, тоже угодна Богу.

Он открыто провозгласил нечто, шедшее вразрез с формулой церковных ортодоксов ("женщина - это сосуд дьявола"). И церковь в лице кардинала Колонны признала это. От римского народа сенатор Орсо делль Ангуиллара возложил на рано поседевшую голову поэта лавровый венок под аплодисменты всех, кто видел сие прекрасное действо!

Но самое поразительное было впереди. Под еще более бурные аплодисменты был зачитан "Закон о Франческо Петрарке", где тот был объявлен великим поэтом и историком. А главное, закон одобрял все его произведения, как уже написанные, так и те, которые он напишет в дальнейшем! Кроме того, Петрарке, как во времена древних цезарей, даровалось римское гражданство и за ним признавалось право самому венчать лаврами других поэтов!

Никогда нигде ни одно общество не ставило так высоко Поэзию!

Когда останки титана Возрождения предстали перед взором любопытных, то выяснилось, что у покойника отсутствует правая рука.

И еще одного зрителя увидел Петрарка в тот день. Того, которого не видел больше никто. Блаженного Августина! Строгий аскет явился из пределов своего недоступного простым смертным мира, чтобы почтить своим присутствием певца светской Красоты! Ведь именно его незримая, но твердо ведущая рука привела поэта сюда, на Капитолийский холм.

Свершилась мистерия, понятная только двоим. 8 апреля 1341 года стало переломным днем во всей истории Возрождения. Потому что возродилось почитание Любви не только к Господу, но и к смертным чадам Его. И разве не было символичным то, что 8 апреля 1341 года было не просто воскресением? А пасхальным воскресением. Воскресением Христовым!

Матерь Мира из Средневековья

Но даже в одеждах цвета королевского пурпура, кои были на поэте в день его триумфа, он оставался глубоко духовным лириком. Его страсть и любовные порывы были скорее платоническими, чем плотскими. Отношение Петрарки к женщине было своеобразным обожанием, религиозно-экстазным служением Прекрасной Даме. Здесь он смыкался с древним культом Матери Мира, который перекочевал в философию трубадуров-катаров, еретиков из Южной Франции. Они считали, что для человека важнее коснуться краешка платья своей избранницы, нежели быть с ней в постели. А еще важнее суметь ее воспеть!

Его отношения с Лаурой можно назвать еще одной мистерией Петрарки. Вот что сказал об этом он сам: "Лет трижды семь повинен был гореть я, амуров раб, ликуя на костре. Она ушла, — я дух вознес горе. Продлится ль плач за грань десятилетья?"

Когда останки титана Возрождения предстали перед взором любопытных, то выяснилось, что у покойника отсутствует правая рука.

Если посмотреть на эти слова с точки зрения тайных наук, то здесь многое зашифровано. Прежде всего, само число 21. Сильное число! Даже для простого картежника. И уж тем более для человека, сведущего в священной математике. Потому что в нем три семерки. Семерка обладает сильнейшей магической силой. А тут еще и три семерки! Число Святой Троицы, соединенное со Священной Семеркой. Срок, длиной в двадцать один год, это не просто определенное время, это время некого испытания.

В чем же выражалось испытание Петрарки, его мистериальная суть? Да в том, что за все эти годы он ни разу не попытался пойти на личные отношения с Лаурой! И никого не завел себе для плотских утех. Он, получивший от церкви официальное право на светские произведения, оставался при этом в Свете Высшем, Божественном, чуждом человеческим инстинктам.

Быть может, это испытание, что приготовил для него Блаженный Августин, было даже сложнее, чем испытание славой! И не зря столь впечатляющи сонеты Петрарки, написанные ими после ухода Лауры в мир иной. Теперь поэт встречался с ней там, на "горе", куда он "вознес свой дух".

Сонеты Петрарки стали завещанием миру, который все-таки не внял им и погряз в распутстве, превратив, особенно в наше время, любовную лирику в зарифмованную порнуху!

Хотя всегда находились и находятся те одиночки, кто чтит заветы великого итальянца.

Когда останки титана Возрождения предстали перед взором любопытных, то выяснилось, что у покойника отсутствует правая рука.

Любопытен и еще один факт. Полностью избранницу и богиню Петрарки звали Лаура де Сад. Зловеще-притягательная фамилия! Но такой она стала только в восемнадцатом веке, когда миру был явлен греховный маркиз. Он действительно приходился дальним родственником Лауре. Очень дальним! Настолько, как и его творчество по отношению к творчеству Петрарки.

И появился маркиз не в каком-то веке, а именно в восемнадцатом, когда Европу стало охватывать всеобщее неверие, увлечение богоборческими идеями, отказом от всего возвышенного.

Но Петрарка "продлил свой плач за грань десятилетья". А потому в нашем сознании Лаура де Сад осталась просто "Лаурой", с презрением оставив маркизу скомпрометированную фамилию.

Великое перо

После смерти Лауры Петрарка прожил еще 26 лет. Его жизненным кредо стали слова, сказанные им самим: "Не терпеть нужды и не иметь излишка, не командовать другими и не быть в подчинении, — вот моя цель". В "формуле Петрарки" легко угадываются идеалы жизни адепта или святого. Он не оставил потомкам ни одного "поучительного трактата" о поэзии, лишь иногда высказывался по поводу сути и смысла творчества.

Когда останки титана Возрождения предстали перед взором любопытных, то выяснилось, что у покойника отсутствует правая рука.

Так, однажды он заметил, что "поэзия выше и благороднее механических искусств", в том числе и медицины, так как "не просто лечит отдельные члены, а воспитывает всего человека, заботится о душе и добродетелях". Нет ли тут великого прозрения нашего времени, где мощь энергетики слова все больше признается наукой. А врачи выпускают книги, где рекомендуют больным читать вслух стихи классиков. Или сами читают их, когда проводят свои сеансы.

Великий Посвященный от поэзии обладал даром предсказывать события. В том числе и те, что произойдут с ним самим. Еще в ранние годы он высказал мысль о том, что, скорее всего, умрет за рабочим столом. Просто перо выпадет из его рук.

Так оно и случилось. Он не дожил всего одного дня до своего семидесятилетия. Сразу же поползли слухи о последнем пере Мастера. Что оно обладает магической силой. Что тот, кто овладеет им, станет таким же гением, как Петрарка, независимо от того, среди какого народа и в какую эпоху появится.

Надо сказать, что в этих слухах было знание, взятое из тайных наук. Ведь что такое волшебная палочка мага? Это аккумулятор его энергий. Но работает она только в руке самого мага или того, кого он избрал своим преемником. Неважно, когда этот преемник объявится. Пусть даже и через несколько столетий.

Одновременно со слухами о последнем пере Мастера появились и другие слухи: мол, перо в ту же ночь кто-то выкрал, а рядом с рукой усопшего положили другое перо — не то, куда ушла вся земная энергия уходящего на небо поэта.

Когда останки титана Возрождения предстали перед взором любопытных, то выяснилось, что у покойника отсутствует правая рука.

И вот в начале двадцать первого века дотошные итальянцы все-таки вынули тело Петрарки из могилы. И выяснилось, что у покойного отсутствует правая рука! Покопались в старых документах. Оказалось, что еще в семнадцатом веке некий монах предпринял попытку "взять себе на память" руку поэта. Но сама ли рука ему была нужна?

Кто бы ни охотился за последним пером Петрарки, равного ему по значимости гения пока не появлялось. Были другие гении, тут и Гете, и Пушкин, но… Такого человека, по поводу поэзии которого был бы принят официальный закон, пока не рождалось.

Быть может, он должен появиться в наше время? Когда поэзия поругана, попрана и отброшена на обочину общественной жизни? И потому так нуждается в человеке-символе, что будет увенчан мировыми лаврами.

Ясно одно, Великий Посвященный от поэзии оставил нам много загадок. Которые будут разгаданы только тогда, когда красота спасет мир.

Леонид Володарский


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: