Тайны, покрытые землей

(Экстремальный туризм)
(Экстремальный туризм)

То, что находится у всех на виду, не слишком интересно разглядывать — гораздо привлекательнее объекты, скрытые от глаз. Например, спрятанные под землей. Ведь в земных недрах много чего ценного и загадочного: от полезных ископаемых до тайников с древними сокровищами. Впрочем, есть и сооружения, созданные недавно, но при этом не менее заманчивые. Надо лишь отыскать вход в подземелья!

1. Шахта Бохня. Польша

На самом деле посещение всевозможных шахт и забоев — распространенный аттракцион для праздной публики. Приятно пройтись темными коридорами, поохать, в каких опасных условиях трудились горняки, а потом вернуться к солнцу и свежему воздуху. Но в соляные шахты спускаются не только забавы ради, ведь здесь особый воздух: в нем много полезных элементов и болезнетворные бактерии долго не живут. Такой микроклимат рекомендован людям со слабыми легкими и астмой.

В Польше соляных шахт предостаточно, особенно знаменита расположенная под городом Краков Величка. И редкий иностранный турист знает, что в 35 километрах от Кракова, в городке с милым названием Бохня, есть не менее интересная «копальня» — самая древняя в стране! Соль здесь добывали с 1248 по 1990 год, а сейчас два с половиной километра коридоров шахты превратили в музей. В нем есть скульптуры из каменной соли и подземные часовни. Кроме того, в огромной камере Важин на глубине 290 метров оборудованы ресторан, спортзал и спальни для желающих переночевать в полезной атмосфере. А еще для посетителей устраивают катание на лодочках по залу, затопленному соляным раствором, и иногда — подземную дискотеку.

2. Подземные храмы Рима. Италия

Рим похож на многослойный пирог, начиненный всевозможными объектами исторического наследия: античными постройками, христианскими храмами, катакомбами. Кстати, у здешних катакомб репутация христианских святынь. Вообще, обычай хоронить умерших в каменных туннелях под землей появился еще до нашей эры, однако именно первые христиане повадились устраивать богослужения возле погребений своих мучеников и просто собираться для коллективной молитвы в тихих и спокойных усыпальницах. С тех времен стены катакомб украшены фресками с изображениями апостолов, Христа и Богоматери, библейских сюжетов и христианских символов — голубей, агнцев, рыб. Для туристов открыты лишь шесть подземных комплексов, но и этого многовато для одного визита: например, катакомбы Святого Каллиста тянутся под старой Аппиевой дорогой аж на 20 километров.

Составители подземных маршрутов по Риму обычно предлагают дополнить посещение христианских погребений визитом в базилику Святого Климентия на улице Сан-Джованни-и-Латерано. Здесь под храмом XII столетия есть подземная церковь, датируемая IV веком, а под ней постройки I века. Впрочем, и это не предел, еще ниже находится «минус третий этаж» — руины домов, разрушенных во время Неронова пожара в 64 году.

3. Бомбоубежища Берлина. Германия

У российских туристов в Берлине традиционно вызывают интерес места, связанные со Второй мировой войной, — Рейхстаг и автостоянка, под которой находился бункер Гитлера. Бомбоубежища — достопримечательность из той же серии. Существующее уже более десяти лет общество «Берлинские подземелья» (Berliner Unterwelten) организует по недрам германской столицы туры на русском языке.

В «подвальные этажи» города ведет неприметная зеленая дверь со станции метро «Гезундбруннен». За дверцей начинаются мрачные, тускло освещенные коридоры, в которых берлинцы прятались во время воздушных налетов союзников и артобстрелов Советской армии в 45-м. По желанию можно усилить градус экстрима, включив в план экскурсии подвалы разрушенной зенитной вышки в парке Гумбольдхайм. В этом недобром месте зимой прячутся от холода стаи летучих мышей, так что туристов сюда водят лишь летом, да и то не всех — только совершеннолетних (подростков с 14 лет соглашаются захватить в сопровождении родителей). Уж слишком дорога опасная — людям даже каски выдают. Тот, кто не жаждет столь острых впечатлений, может ограничиться визитом в подземный театр и посмотреть какую-нибудь историческую постановку, основанную на документальном материале.

4. Парижские катакомбы. Франция

«Стой! Дальше царство мертвых» — прочтя такую надпись над входом в маленький павильончик возле станции метро «Данфер-Рошро», туристы вроде бы должны бежать со всех ног. А они не убегают, наоборот — платят за билет и спускаются по винтовой лестнице под своды парижских катакомб. Раньше здесь были каменоломни, снабжавшие Париж известняком. Однако в XVIII веке выяснилось, что столичные кладбища уже не способны вмещать новых покойников. Чтобы расчистить место, продезинфицированные останки из старых могил стали переносить в туннели и складывать аккуратными штабелями. Так они и лежат до сих пор, впечатляя туристов, а заодно и своды подземелий подпирают. В XIX веке в катакомбы провели электричество, чтобы посетители случайно не споткнулись о какой-нибудь череп.

Веселые французы хоть и снабдили свой оссуарий мрачной табличкой, в остальном относятся к праху предков без всякого почтения: под землей устраивают кафе, хранят вино и выращивают шампиньоны буквально на костях. Правда, торжеству жизни над смертью мешают грунтовые воды — они постоянно подтапливают галереи, из-за чего катакомбы иногда приходится закрывать для посетителей.

5. Туннели Кути. Вьетнам

Любая война когда-нибудь заканчивается, а уцелевшие военные укрепления становятся туристическими объектами. Оказавшись во Вьетнаме, нельзя проигнорировать постройки времен Вьетнамской войны — как-никак это был один из крупнейших конфликтов второй половины XX века. Да и постройки необычные — 250 километров туннелей в окрестностях Кути (пригород Хошимина). Своеобразная подземная крепость выполняла несколько задач. Во-первых, здесь располагались больницы, бомбоубежища, склады, штабы партизан. Во-вторых, перемещаясь под землей, партизаны из разных отрядов поддерживали связь незаметно для противника и совершали внезапные нападения — ведь туннели имели множество замаскированных выходов на поверхность.

Попасть в открытую для посещения часть туннелей можно через неприметный лаз в эвкалиптовой роще возле деревни Бендинь. Лабиринты вьетнамцы строили под свой размер — низкие и узкие. Для туристов коридоры расширили, но просторными их и теперь не назовешь: высота 1,2 метра, ширина 80 сантиметров. И еще приплюсуйте темноту — пробираться по тесным ходам предстоит во мраке, подсвечивая путь фонариками или ориентируясь на голос гида. Наверное, не нужно объяснять, почему слишком упитанные или пугливые путешественники предпочитают подождать свою группу на поверхности.

6. Подземные ходы Иерусалима. Израиль

goisrael.comПод любым старым городом найдется множество разнообразных «подвалов»: и коммуникации, и тайные переходы, и просто постройки прошедших эпох, оказавшиеся ниже уровня современных улиц. Разумеется, Иерусалиму в этом смысле есть чем похвастаться. Правда, желающие углубить познания о Святом городе должны быть готовы промочить ноги — экскурсия «Подземный Иерусалим» проходит по сырым местам. Это прежде всего водопроводный туннель, возведенный в 700-х годах до нашей эры по приказу иудейского царя Езекии.

Опасаясь осады ассирийцев, Езекия позаботился о системе водоснабжения и соединил город с источником Гихон 533-метровой системой колодцев и туннелей, часть из которых до сих пор затоплена водой. Заканчивается водопровод бассейном Шиллоах, известным еще как Силоамская купель. Это место, где Иисус исцелил слепого.

Проводят туристов и в Нижний акведук, по которому в древности вода поступала на Храмовую гору. Но есть в программе места и посуше — подземный ход под Стеной Плача и несколько улиц времен Ирода Великого, теперь уже фактически ставших туннелями.

7. База подводных лодок в Балаклаве. Украина

Бывшее официальное название этого сооружения интригует: «Объект 825 ГТС». Загадочный объект — созданный во времена холодной войны секретный подземный завод по ремонту подводных лодок. Его построили в Балаклавской бухте вблизи Севастополя. Прорезавший недра горы Таврос 600-метровый туннель мог вместить десятки подлодок и тысячи людей.

Теперь и холодная война ушла в прошлое, и Севастополь уже не Россия, и завод превратили в военно-морской музейный комплекс «Балаклава». Среди экспонатов — разнокалиберные бомбы, торпеды и маленькие макеты судов. Однако наиболее сильное впечатление на посетителей производят сами помещения судоремонтной базы, складов и топливных хранилищ — огромные туннели с высоченными потолками и тусклым освещением. Интереснее всего проплыть по музею на экскурсионном катере — маршрут проходит по заполненным водой каналам, по которым когда-то сюда попадали настоящие военные подлодки.

Туризм и Отдых № 26

разместил(а)  Прокопенко Сергей


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: