Первый киношный поезд прибыл на вокзал с легкой руки братьев Люмьер. Но на этом железнодорожная тема в кино не была исчерпана. В мире множество платформ, становившихся когда-то съемочными площадками для знаменитых картин, ведь железнодорожные станции годятся для самых разных жанров кинематографа.
1. Романтическая. Вокзал Чхатрапати Шиваджи, Мумбаи
Вокзал Мумбаи сыграл важную роль в судьбе персонажей главного индийского блокбастера последних лет «Миллионер из трущоб». Паренек по имени Джамаль значительную часть экранного времени пытается вернуть свою детскую подругу и юношескую любовь Латику, украденную сутенерами. Однако девушка не очень-то хочет спасаться, поскольку у спасителя нет ни денег, ни перспектив. Джамаль не теряет оптимизма и обещает каждый вечер в пять часов ждать подругу на вокзале, надеясь, что она все-таки дозреет до бескорыстной любви. Разумеется, в конце фильма герои воссоединяются и, как полагается в индийском кино, пляшут от счастья, что и происходит на этом самом транспортном узле.
Место действия и место съемок в данном случае совпадают. Вокзал Чхатрапати Шиваджи и впрямь отлично подходит в качестве фона к романтической истории. Построен он в конце XIX века под чутким руководством английских колонизаторов, выбравших для сооружения модный неоготический стиль. Получилось нечто среднее между сказочным замком и восточным дворцом, с арками, башенками, вычурной резьбой и массивным главным куполом. Кстати, это единственная постройка в Мумбаи, внесенная в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, так что юный миллионер из трущоб место для свидания выбрал со вкусом!
2. Комедийная. Сен-Лазар, Восточный вокзал, Париж
Чудаковатая парижанка Амели из одноименной романтической комедии в попытках улучшить жизнь знакомых и незнакомых граждан наматывала круги по холму Монмартр и его окрестностям. Заносило мадемуазель Пулен и на вокзалы, а если бы не тамошние кабинки для мгновенных фотоснимков, не удалось бы ей обрести простое женское счастье, явившееся в образе парня, коллекционирующего чужие неудачные фотокарточки. Юноша, застуканный в момент выковыривания из-под пола фотокабинки очередного экземпляра коллекции, спасаясь от прекрасной Амели бегством, теряет свой альбом с фотографиями. Девушка его подбирает, после чего финальная встреча двух чудиков уже предопределена. Съемки этой судьбоносной сцены проходили на Восточном вокзале Парижа.
В фильме появляется и другая железнодорожная станция — Сен-Лазар, на которой есть аналогичная фотокабина. Да и в остальном транспортные узлы схожи: это элегантные здания середины XIX века. Неудивительно, что гиды во время прогулок «по местам Амели» заводят туристов фотографироваться то на один, то на другой вокзал близ Монмартра.
3. Детективная. Витебский вокзал, Санкт-Петербург
Нынешнее здание самого старого вокзала России было построено в 1904 году и является отличным образцом стиля модерн — с ажурными коваными решетками, витражами, лепными головками античных богов, растительным орнаментом. Все эти роскошества ушедшей эпохи очень выручали советских режиссеров, если им хотелось воссоздать в своих картинах атмосферу прошлого. Или заграницы. Или заграницы в прошлом — как в телефильмах Игоря Масленникова про Шерлока Холмса и доктора Ватсона.
В знаменитой экранизации рассказов Артура Конан Дойля Витебский вокзал с успехом исполнил роли двух лондонских транспортных узлов — вокзала Виктории (фильм «Смертельная схватка») и Паддингтона («XX век начинается»). Зрители, увлеченные происходящими на экране событиями (например, эпизодом, когда переодетый Шерлок Холмс тайно покидает Лондон, спасаясь от подручных профессора Мориарти), не возражали против подмены. Незамеченным остался даже такой странный факт, что уходящий из города поезд в кадре двигается не от вокзала, а к нему. К счастью для режиссера, любители детективного кино редко наделены наблюдательностью Шерлока Холмса!
4. Фантастическая. Большой центральный вокзал, Нью-Йорк
Этот железнодорожный дворец успел стать местом действия и съемок десятков кинокартин в самых разных жанрах. Он так и просится на экран: просторное здание построено в 1871 году. В те благостные времена архитекторы умели придать роскоши и размаха даже самым утилитарным строениям. Здесь есть где развернуться героям приключенческих фильмов и где встретиться влюбленным из романтических мелодрам (например, под знаменитыми часами над информационным табло). Но вот что делать на вокзале персонажам фантастических картин? Ведь это не космопорт какой-нибудь… Тем не менее центральный транспортный узел Нью-Йорка частенько фигурирует и в фантастическом кино: от классического «Супермена» до антиутопии «Я — легенда». Пригодился он и создателям фильма «Люди в черном». В фантастических комедиях про доблестных агентов слежения за пришельцами у этого вокзала не самые важные, но эффектные роли. Так, в конце второго фильма выясняется, что в одном из отсеков камеры хранения скрывается дверь в другую Вселенную.
5. Сказочная. Кингс-Кросс, Лондон
©Heyday Films, ©MPC, ©Warner Bros.В Лондоне много вокзалов, но лишь с Кингс-Кросс ходят поезда в волшебную школу Хогвартс. Во всяком случае, так утверждает Джоан Роулинг, автор книг о Гарри Поттере. По ее версии, транспорт до Хогвартса отбывает с платформы 93/4, попасть на которую можно, только пройдя сквозь стену между платформами 9 и 10.
Создатели фильмов по романам Роулинг хотели в точности следовать литературной основе, но оказались в затруднении. На реальном Кингс-Кросс платформы 9 и 10 разделены вовсе не стеной, а железнодорожными путями. Впрочем, проблему решили: подходящая стенка нашлась между платформами 4 и 5, так что на время съемок им давали другие номера. Эту операцию пришлось производить не единожды, а целых восемь раз. Ведь в каждой части «поттерианы» есть вокзальная сцена, и даже в эпилоге фильма «Гарри Поттер и Дары смерти» выросший Гарри отправляет своих деток все в ту же школу все с той же платформы! Работники вокзала за это время так привыкли к существованию невидимого перрона, что решили увековечить его в реальности. Теперь возле платформы 9 висит табличка «Platform 93/4» на стенке, из которой для убеждения скептиков торчит край багажной тележки.
6. Документальная. Городской вокзал, Ла-Сьота
Железнодорожная станция маленького французского городка Ла-Сьота, лежащего к востоку от Марселя, невелика и не особенно красива, но место в вокзальном кинообзоре заслужила по праву. Ведь с нее началась история мирового кинематографа! Правда, снятый в 1895 году документальный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» (в русском прокате — просто «Прибытие поезда») отнюдь не первая работа братьев Люмьер, успевших за пару лет снять 15 короткометражек. Однако эта 48-минутная лента считается самой известной картиной изобретателей киноаппарата. Еще бы, сюжет-то какой динамичный — по экрану прямо на зрителей едет поезд! Хорошо еще, состав вовремя останавливается на вокзале, как оно и следует из названия фильма.
Вокзал в Ла-Сьота, расположенный в парке «Мюгель», сохранился до наших дней, хотя за прошедшие 100 с лишним лет слегка изменился. Но гораздо сильнее преобразились прибывающие сюда поезда. Теперь это не дымящие паровозы, а разно-цветные региональные экспрессы, обозначаемые во Франции аббревиатурой TER (Transport Express Regional).
7. Криминальная. Юнион Стейшн, Чикаго
Ну что еще снимать на главном вокзале Чикаго, как не сцену из гангстерской драмы? В картине «Неприкасаемые» Брайана де Пальмы речь идет о реальных исторических личностях: агент ФБР Элиот Несс стремится отправить за решетку гангстера Аль Капоне, а тот делает все возможное, чтобы Нессу помешать и, в частности, устраняет свидетелей обвинения. Самого последнего из них силы зла пытаются ликвидировать на городском вокзале, где случилась эффектная перестрелка.
Действие фильма происходит в Чикаго 1930 года, а картину снимали в 80-х, но за десятилетия между этими датами некоторые городские объекты практически не изменились. Так, вокзал Юнион Стейшн и в начале XXI века выглядит так же, как во времена Аль Капоне. Здесь все тот же Большой зал со сводчатой застекленной крышей и массивными резными скамьями для пассажиров, ну разве что недавно установили кондиционеры. Есть и лестница, на которой режиссер «Неприкасаемых» процитировал эпизод из картины «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. Как и в черно-белой классике кинематографа, в гангстерской саге по ступенькам под шквал выстрелов катится коляска с невинным младенцем.
Туризм и Отдых № 36