К Вуди Аллену уже давно можно было бы привыкнуть: человек, снявший 41 фильм, по идее, вряд ли способен удивить хоть чем-то, кроме как своей работоспособностью и умением находить деньги.
Между тем Аллен удивляет. Снятая в 2008 году "Вики Кристина Барселона" с Хавьером Бардемом, Пенелопой Крус и Скарлетт Йоханссон в главных ролях оказалась милой сердцу и в меру сексуальной мелодрамой о непростом выборе правильного пути на перекрестке бушующего либидо и здравого смысла. "Будь что будет" (2009 год) - старческим брюзжанием о невыносимой легкости бытия старого повесы Ларри Дэвида и юной провинциалочки с глуповатым обворожительным лицом Ивэн Рэйчел Вуд, а прошлогодняя картина "Ты встретишь таинственного незнакомца" - очаровательным препарированием любви с помощью обворожительной Фриды Пинто.
А что же "Полночь в Париже"? Аллену не стоило сильно мудрствовать при написании сценария к 42-й картине. Взяв за основу свой старый рассказ "Случай с Кугельмасом", где уставший от жены и алиментов герой с помощью сложного механизма отправляется в роман Флобера, чтобы обрести счастье в объятиях госпожи Бовари, многократный обладатель премии "Оскар" снял кино, в котором по сути происходит все то же самое, но в куда более романтичной форме.
Аллен, конечно, неисправим. Несмотря на свою бурную биографию и преклонный возраст, он все еще мечтает о большом и светлом чувстве к молодой и прекрасной, но, слава богу, не впадает в старческий маразм и демонстрацию череды сдобных персей юных прелестниц.
Аллен, конечно, романтик. Несмотря на свои 75, он верит в сказки и рассказывает их столь убедительно, что жизнь и в самом деле начинает казаться чудом.
Под фортепианное "Si tu vois ma mère" он не продолжает "свой роман с Европой" (как уже окрестили его киноматографические опыты с Барселоной и Парижем), что, конечно, полная ерунда, а показывает еще одну оптимистическую утопию. На этот раз про начинающего писателя из Калифорнии, ищущего в Париже вдохновение, а нашедшего дорогу в прошлое, где можно влюбиться в музу Пикассо (Марион Котийяр), выпить Pastis с Хемингуэем (Кори Столл), поболтать с Дали (Эдриан Броуди) и покутить с Фрэнсисом Скоттом Фицджеральдом (Том Хиддлстон).
Никакой госпожи Бовари, никакого секса, никаких налоговых агентов, никаких мучительных расставаний с жаждущей любви, но опротивевшей любовницей! Вместо этого - салоны, беседы о литературе и живописи, богемные посиделки, обмен репликами с Луисом Бунюэлем, освещенная фонарями набережная Сены, споры с самой Гертрудой Стайн, некогда придумавшей для всех вышеперечисленных персонажей термин "потерянное поколение"...
Потеряны тут, к слову, все: герой - в начале XX века, откуда он и сам не знает, зачем возвращаться домой; его новая любовь Адриана - в веке XIX, где есть Лотрек, Гоген, общаться с которыми, вообще-то, мечта любой умной барышни; и все они вместе - в собственных жизнях со всеми бытовыми неурядицами, непонятными обязательствами и неясным не то, что будущим, а куда более близким завтра.
Единственный уравновешенный человек здесь - экскурсовод из Версаля, на роль которой Вуди Аллен после долгих раздумий утвердил Карлу Бруни и, кажется, не ошибся в выборе. Именно ей, в реальной жизни сумевшей безукоризненно выстроить свою судьбу, пройдя путь от модели до первой леди Франции, и предстоит помочь заблудившему во времени писателю разобраться в его биографии, в которой, впрочем, все до конца так и не встанет на свои места.
Все эти похождения и глубинные самокопания, конечно, могли бы основательно "снести герою крышу", однако это куда успешнее делает без конца "выносящая" ему мозг молодая жена. Но это уже так - между кинематографических строк. Где-то там, между этими самыми строками, супруга"зачем-тебе-гулять-по-ночам-если-магазины-работают-днем!" в итоге и останется, в то время как персонаж Оуэна Уилсона уйдет в ту самую полночь в Париже - с той, которая так же, как и он, верит в сказки.
Туда им, в общем, и дорога. По уверениям Вуди Аллена, он и сам уже много лет живет в вымышленном мире, из которого выбирается только лишь затем, чтобы принять лекарство от изжоги.