Хотя золотая эра поездов канула в небытие, а до нужной точки чаще всего можно добраться самолетом, многие по-прежнему предпочитают передвигаться по железной дороге. Есть в перестуке колес и мерном покачивании вагона какая-то романтика, невозможная на борту даже самого современного лайнера. В попытке постигнуть секрет этого волшебства «Лента.ру» попросила сервис «Туту.ру» рассказать о самых интересных железнодорожных маршрутах и поездах прошлого и настоящего.
Поезд отправляется из Эдинбурга и совершает обзорный маршрут по Шотландии. Вагоны, готовые разместить 36 пассажиров, выглядят как гостиная викторианской эпохи: красное дерево, бархат и канделябры. В каждом просторном номере-купе есть ванная комната. Насыщенная экскурсионная программа — рыбалка на шотландского лосося, игра в гольф, посещение средневековых замков и дегустация превосходного виски — не даст заскучать. «Шотландец» курсирует по семи разным маршрутам длительностью от двух до семи дней.
Самое мощное развитие высокоскоростные поезда получили в Японии. Первая линия сети «Синкансэн», связавшая Токио и Осаку, была открыта в 1964 году. 515 километров пути поезд пролетал за четыре часа, разгоняясь до 210 километров в час. Неудивительно, что «Синкансэн» пресса моментально окрестила «поезд-пуля». Конечно же, на 210 км/ч японцы не остановились, вскоре появились маршруты «Кодама» («Эхо»), «Хикари» («Свет») и «Нодзоми» («Надежда»). Поезд «Нодзоми» занимает почетное второе место среди самых быстрых поездов в мире после шанхайского маглева. Серебристый поезд-стрела пролетает 600 километров за два с небольшим часа. За окном мелькают пейзажи традиционной Японии: поселки, пагоды и рисовые поля, и даже ненадолго становится видна священная гора Фудзи.
Всего в мире существует около 20 непризнанных или частично признанных государств. Это полноценные государства, со всеми полагающимися атрибутами, но они не являются членами Организации Объединенных Наций, что исключает их из международного правового поля. Проще говоря, они не несут никакой законодательной ответственности перед другими странами. Путешественнику, который туда едет, следует знать: там не действуют не только медицинские страховки международного образца, но и вообще никакие документы международного стандарта. И самое главное: все непризнанные государства — это потенциальные или даже реальные зоны локальных конфликтов. «Лента.ру» разбиралась в подробностях.
Все без исключения непризнанные или частично признанные государства (к числу последних относятся образования, которые признали один или несколько стран-членов ООН) появились в результате сепаратистских конфликтов. Большая часть этих образований находится в Евразии. Самая большая их концентрация — на постсоветском пространстве, целых шесть: Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах и совсем недавно образованные Луганская и Донецкая народные республики. Все они появились после холодной войны.
Для посещения почти всех непризнанных государств гражданам России не требуется виза. На границе в паспорт не ставят никаких штампов. Сам неопределенный статус непризнанных государств — может, признают, а может, и нет; может, к другому государству присоединятся, а может, вернутся в «старое» — вынуждает их отказываться от лишних пограничных формальностей. Специфическая ситуация только в Косово. Россиянам, желающим туда попасть, виза потребуется, потому что Россия не признает независимость этого образования. И еще — Сомалиленд, где выдача виз — просто один из способов пополнить местный бюджет, и без того невеликий.