Носовой платок как модный аксессуар впервые появился в Италии в период Ренессанса, а затем получил распространение во Франции, Германии и Испании. На протяжении XVI-XVII столетий платки являлись декоративным дополнением к костюму. В качестве гигиенической принадлежности носовые платки применются с XVIII века, и только в XIX веке становятся предметом, необходимым всем.На Руси носовые платки назывались ширинками. Время их возникновения не установлено. Самые ранние образцы хранящиеся в музейных коллекциях, относятся к XVI веку. В XVI-XVII веках ширинки шили из кремовой шелковой ткани полотняного переплетения, они были квадратными по форме и украшались вышивкой. Вышивка красивой орнаментальной полосой располагалась по краям платка, выполнялась она разноцветными шелками, золотыми и серебряными нитями и жемчугом. Все контуры рисунка вышивали шелком коричневато-черных оттенков, а внутри цветы и листья расшивали яркими, насыщенными шелками лазоревого, малинового, зеленого цвета, мягко мерцающими золотым и серебряным. Дополнительно весь орнамент украшался усиками-завитками.
Ширинка была парадно-декоративным изделием, украшением к княжескому и боярскому костюму XVI-XVII веков. Такой костюм шился из тяжелых узорных бархатов, парчи, атласов с крупными симметричными узорами. Он отличался единством объемов и малоподвижностью, поэтому ширинка с ее легкостью и воздушностью имела особое значение, дополняя образно-пластический строй древнерусской женской одежды. Девушка-боярышня, держа в руках ширинку, демонстрировала свое мастерство. Характер узоров ширинок был созвучен стихии орнаментальной декоративности и жизнерадостности, присущей русской культуре XVII века.
Решительная смена жизненного уклада, проведенная Петром I в начале XVIII века, европеизация дворянского быта существенно изменили внешний облик людей. Костюмы, сшитые по европейской моде, принципиально отличались от древнерусской одежды. Новый образ жизни изменил назначение многих привычных вещей, и в частности, носовых платков.
В XVIII веке носовые платки широко рспространяются в дворянской и купеческой среде благодаря моде на нюхание табака. Именно этот обычай превращает носовой платок из декоративного элемента в гигиеническую принадлежность.
Носовые платки шили из тонкого полотна, батиста, кисеи, они имели различные размеры – от большого (45х45 см.) до совсем маленького (18х18 см.) Украшали их цветными каемками, вышивкой и кружевом.
По требованиям моды и этикета XVIII века дворянству полагалось иметь гардероб из сотен и тысяч предметов. Эти требования распространялись и на аксессуары. Так, по описи, составленной в начале XIX века, в гардеробе графа Н.П. Шереметьева (1751-1809) числился 381 носовой платок, из них «... батистовых с разноцветными каемками – 112, батистовых маленьких – 2, полотняных больших без каемок – 84, таких же поменьше – 112, таких же небольших с синими каемочками – 24, с красными широкими каемочками – 8, с лиловыми – 6, с красными поуже – 18, с красными узкими – 6, клетчатых – 9».
Носовые платки иногда украшались в стиле рококо. Это проявлялось в извилистых стеблях лозы по краю платка, в в переплетающихся ветках и листочках, в аллегорическом изображении животных, птиц и других сюжетов, которые вышивальщицы копировали из книги «Символы и эмблемы», в восточных растительных мотивах. Орнамент легко и непринужденно скользил по поверхности ткани.
Перемены в социальной структуре в XIX веке определили новое направление в развитии искусства и моды. Для моды нового времени характерно частое чередование стилей – эклектизм. Мода стала доступна для всех слоев общества. Промышленность производила в огромных количествах модные предметы, дополнения, мелочи всякого рода.
Выбор носовых платков был огромен: были и разноцветные с цветной каймой, и и клетчатые, украшенные вышивкой и кружевом. На каждый день употреблялись однотонные платки или с узкой цветной каймой. Праздничные платки-аксессуары были иными.
В музейных коллекциях можно найти множество носовых платков XIX века
почти все они из белого тонкого полотна, украшены белой вышивкой. Узор основан на повторении мотивов, противопоставляемых друг другу. Орнамент ограничен, его элементы имеют форму закругленных розочек, медальончиков, скромных мелких цветочков и листочков. Композиция либо строго симметрична, либо статична, либо либо плавно скользит по поверхности ткани. Технических приемов немного, что характерно для толстой белой вышивки 10-20 годов и романтизма 20-30 годов XIX века.
XIX век возвращался к моде предшествующих эпох, перенимая чисто формальные признаки, а в основу вкладывал свое восприятие стиля. Мода середины XIX века, так называемое рококо, уже очень мало отвечала принципам стиля XVIII века. Моду этого периода характеризуют перегруженность и интерес к деталям. При изготовлении маленького носового платка использовались различные художественные композиции, богатство растительных орнаментов, всевозможные приемы белой вышивки с наполнением. Конечно, многое зависело от общественного положения и вкуса клиентки, от мастерства исполнительницы. Чрезмерность орнамента особенно заметна в украшении роскошных платков. Богатый бордюр сложного контура и геометрические цветы великолепием и статичностью соперничают с буйным движением букетов и гирлянд в главном узоре. В соединении этих орнаментов наблюдается некая механичность, в то же время такой платок удивляет богатой фантазией.
Вторая половина XIX века была периодом эклектизма. В вышивке платков этого периода мы встречаем самые различные композиции и орнаменты. Растительный орнамент занял ведущее место. На носовом платке из коллекции Эрмитажа мастерица вышила толстую ветку с узкими листами и богатыми цветами. Многопластовой узор разрывает плоскость платка.
Во все времена своего существования такая модная мелочь, как носовой платок, отражал состояние общества, декоративного искусства и моды. Благодаря таланту и мастерству вышивальщиц небольшой кусочек ткани часто становился изысканным произведением искусства.