Призраки двух столиц (непознанное)

Дикие Хозяйки

«Настоящий ужас есть как бы воспоминание призрачных ужасов отдаленного прошедшего. Человек, который верит в привидения и вообразит ночью перед собой призрак, должен испытывать ужас во всей его бескрайней кошмарной чудовищности», — писал в своей новелле «Страх» Ги де Мопассан. Призраки и привидения, как нам хорошо известно из литературы, обитают в основном на кладбищах, в стародавних замках и монастырях. Традиционные сюжеты о привидениях написаны в европейской традиции. С приходом цивилизации, призраки осели в музеях и библиотеках, недостроенных станциях метро, в парках и даже… в торговых центрах. В каждом крупном городе есть определенные места, где водится всякая нечисть. В международном рейтинге городов с активными потусторонними силами Москва замыкает десятку лидеров. Первопрестольная прилично отстает от лидера по количеству городских привидений – Лондона, и от неофициальной столицы мистической Европы — Праги с ее Големом и Безумным Брадобреем.

Санкт-Петербург еще более молодой город, чем вышеназванные, и хотя там тоже не все чисто, призраков на целый порядок меньше. Одно из самых курьезных петербургских привидений появилось вскоре после октября 1917 года в основанной еще Петром Кунсткамере (ныне Музей антропологии и этнографии). В свое время там по приказу императора был в качестве экспоната помещен скелет человека огромного роста. Во время революционной неразберихи некоторые экспонаты музея, в том числе и череп гиганта, пропали. После этого смотрители музея и охранники рассказывали, что ночами по коридорам музея бродит призрак скелета и ищет свой череп. При этом утверждали, что характер у привидения миролюбивый.

Самым старым петербургским привидением считается отец-основатель города на Неве. В полицейских архивах XIX века сохранились записи о трупах с размозженными головами, которых подбирали неподалеку от «Медного всадника». А вот в Москве в привидениях состоит соратник Петра I.

Вилимович Брюс — уважаемый астроном и талантливый инженер, ученик Исаака Ньютона. В подвале Сухаревой башни он устроил свой кабинет, где занимался алхимией и астрологией. Там якобы была спрятана знаменитая «Черная книга», написанная Князем Тьмы. В верхнем ярусе башни Брюс обустроил обсерваторию, откуда по ночам выпускал «железных птиц с человеческими головами», да и сам чернокнижник, по слухам, был не прочь, обернувшись вороном, полетать над Москвой. В 1934 году было принято решение о сносе Сухаревой башни, но ее не взорвали, а разбирали по кирпичику в поисках таинственного манускрипта. Так ничего и не нашли.

Самым жутким питерским призраком принято считать Софью Перовскую. Ежегодно, в марте, на крутом мостике Екатерининского канала появляется молодая женщина с посиневшим от удушья лицом, багровым следом от веревки на шее и белым платочком в руке, которым она подавала сигналы террористам-бомбистам.

В Белокаменной женские призраки с платочками тоже ходят. В отличие от питерских «синих чулков», их прозрачные тела принадлежат хорошеньким модисткам. Однажды Жужжу, любовница знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Морозова, ехала в экипаже по Кузнецкому Мосту, когда услышала крик мальчишки-газетчика: «Савва Морозов покончил с собой в Ницце!» Жужу выскочила из экипажа, чтобы купить газету, и тотчас угодила под колеса проезжавшей мимо кареты. Вскоре в подворотне на Кузнецком Мосту нашли труп продавца газет, задушенного женским чулком.

С нетленными красотками в Питере тоже можно встретиться лицом к лицу. Белая дама в золотых башмачках по ночам устраивает балы в Михайловском замке (ныне Инженерный). Из залов доносятся звуки веселого застолья и звонкий смех. В этом же замке призрак несчастного императора Павла I иногда играет на флажолете – старинном музыкальном инструменте, напоминающем флейту. Охранники музея часто видели в коридорах призрак со свечой в руках и белым шарфом на шее. Историки считают, что заговорщики задушили императора белым шарфом в спальне Михайловского замка.

Если тени прошлого «Северной Пальмиры» порождены ее мрачным имперским величием, то Москву заселяют духи сталинской эпохи. Со стороны Садового кольца к дому, где раньше жил Берия (сейчас там посольство Туниса), слышен звук приближающейся машины. Из нее выходит человек и о чем-то разговаривает с призраком охранника. Потом автомобиль уезжает. Говорят, что девушке, оказавшейся в это время поблизости, ни в коем случае нельзя принимать приглашение обаятельного мужчины средних лет «покататься по ночной Москве».

Другой случай связан с Дочерью Командарма. После ареста родителей приехали ночью и за ней. Девушка прекрасно стреляла. Тогда руководство НКВД распорядилось наглухо забить все входы и выходы из квартиры, отключить в ней воду и свет. Никто не отважился даже близко подойти к квартире, откуда доносились стоны обреченной на страшную голодную смерть. Ее призрак появляется по ночам на набережной рядом с Театром эстрады.

В заключение вспомним о призраках, которые в своей прошлой жизни не были людьми. В столице ими оборачивались животные. Призрак кота, с которого Булгаков написал Бегемота, появляется дважды в месяц, по нечетным числам, на нечетной стороне Тверской и представляет собой огромного жирного черного кота. Он появляется из стены одного здания и уходит в стену другого. Кстати, это единственный из московских фантомов, занесенный в международный справочник по привидениям. Встреча с котом говорит о скорой удаче и успехе.

В просвещенной второй столице России – это артефакты. О монументе Петру мы уже упоминали. Одно из наиболее известных привидений можно встретить у Нарвских ворот в Санкт-Петербурге. У их подножия стоят скульптуры русских воинов, а ворота украшает барельеф с человеческими фигурками. Ровно в полночь, увидев идущего мимо человека, привидение поднимало вверх руки, то ли приветствуя горожан, то ли проклиная.

На Троицкой площади, во дворце Кшесинской расположен музей политической истории России (ранее — музей Великой октябрьской социалистической революции). Сегодня здесь расположена популярная экспозиция — музей восковых персон. Очевидцы утверждают, что однажды прямо среди бела дня из дверей дворца выскочил странный человек в пенсне и кожаной куртке, с огромной деревянной кобурой Маузера на боку. Страшно ругаясь, он бросил в урну какую-то бумажку и бегом пустился по улице Куйбышева. Извлеченная из мусора записка оказалась приказом о расстреле контрреволюционеров за подписью председателя Петроградской ЧК Моисея Урицкого. Что и говорить, ведь этот город — колыбель трех революций.

разместил(а)  Зимина Ирина


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: