Ездить на велосипеде по Нидерландам - сплошное удовольствие. Велосипедисты здесь главные и имеют преимущество и перед автомобилями, и перед пешеходами. Сами голландцы, похоже, рождаются с велосипедом. Для самых маленьких, только научившихся сидеть полугодовалых малышей, выпускают кресла с ветровым стеклом, которые крепятся на руле. Для деток постарше родители приобретают сиденье на багажник, ухитрясь иногда даже вместить там два кресла друг за другом. А приблизительно с трех лет наследников пересаживают на отдельные велосипеды, и они самостоятельно передвигаются вслед за родителями по общим велодорожкам. Для непривычного человека бывает страшновато видеть в городе совсем маленького ребенка, едущего на велосипеде вдоль оживленной улицы, когда рядом мчатся автомобили или огромные автобусы.Отличить голландца от туриста, взявшего велосипед в аренду, не составляет ни малейшего труда. Первые чувствуют себя на двухколесном транспорте настолько естественно и непринужденно, словно он является частью их тела. Даже древние старушки без каких-либо усилий шустро перемещаются по городу. Возможно, поэтому, несмотря на любовь этой нации к всевозможным сэндвичам, полных людей здесь практически не встретишь.
Взяв велосипед напрокат, даже абсолютно физически неподготовленный человек сможет без труда проехать страну из конца в конец, получив массу впечатлений и удовольствие от путешествия. Ведь рельеф местности здесь практически ровный, перепады высот отсутствуют, и можно неспешно катить, прилагая минимум усилий на то, чтобы крутить педали. Увидеть при такой поездке можно гораздо больше, чем перемещаясь из города в город на электричках, а затраты на путешествие будут существенно меньше, поскольку железнодорожный транспорт в Голландии, как и во всей Европе, достаточно дорог. К слову, для провоза велосипедов в голландских поездах требуется покупать отдельный билет, который стоит 6 евро и, кроме того, в поезд с велосипедом не пустят в утренние и вечерние часы пик (6.30-9.00 и 17.30-18.00).
Для удобства велосипедистов по всей стране проложены специальные дорожки, вне городов они обычно проходят не вдоль трасс, а по красивым местам: природным паркам, среди цветущих весной полей тюльпанов или вдоль живописных каналов, в которых плавают лебеди и утки. Чтобы путешественники не заблудились, на каждом перекрестке установлены красно-белые указатели, где написано, куда ведет та или иная дорога, и обязательно проставлен километраж. Кроме того, на въездах и выездах из городов нередко встречаются большие щиты с подробной картой местности и возможных велосипедных маршрутов.
В принципе, всего вышеперечисленного бывает достаточно, чтобы даже без карты добраться до пункта назначения. Те же, кто боится полагаться на волю случая, могут за 6-10 евро приобрести в туристических офисах или книжных магазинах подробную карту велодорог страны. Можно также заранее составить и распечатать себе маршрут, воспользовавшись одним из специализированных сайтов (anwb.nl или fietsersbond.net). При расчете маршрута учитывайте, что даже совсем не тренированный человек может легко проезжать 30 км в день, если же вы обладаете неплохой физической подготовкой, то лучше планировать не менее 50 км суточного пробега.
Арендовать велосипед не составит ни малейшего труда: прокатные конторы есть как в крупных городах, так и в совсем мелких. В Амстердаме много фирм сосредоточено в районе центрального вокзала. Цены везде приблизительно одинаковые: 5-10 евро за день аренды (чем больше срок - тем дешевле) и 3 евро в день - страховка от угона. Последней пренебрегать не стоит, поскольку стоят велосипеды немало: самый дешевый обойдется в магазине в 160 евро, прокатные же конторы оценивают свои машины в 500-700 евро. Итого, стоимость пятидневной аренды самого простого велосипеда, включающая страховку, составит 40-45 евро, а агрегата с возможностью переключения скоростей - 50 евро и выше. Дополнительно придется оставить возвращаемый залог в 50 евро или копию кредитной карты.
Для неспешного катания вполне подойдет велосипед без скоростей, однако имейте в виду, что максимальная скорость, до которой его можно разогнать, едва ли превышает 20 км/ч. Кроме того, можно взять в прокат тандемы, велосипеды с детскими креслами или оснащенные впереди кузовом, в котором помещается немало поклажи или четверо детей.Голландцы гордятся надежностью своих велосипедов и тем, что выпускаются они не в Китае, а в их родной стране. Даже самый простой из них способен служить десятилетиями без каких-либо поломок. Любой велосипед обязательно снабжен двумя запирающими устройствами, одно из которых блокирует заднее колесо, а вторым, в виде цепи, надо привязывать машину за раму к опоре. В полиции говорят, что лучше, на всякий случай, иметь еще и третий замок, поскольку воры в состоянии справиться с любым охранным устройством, но предпочтут меньше возни. К счастью, практически любой голландский отель предоставляет велосипедистам бесплатную стоянку для их средств транспорта, а потому оставлять их беспризорными на ночь на улице вряд ли придется. Чтобы не возить рюкзак за спиной, попросите у прокатчиков специальные резинки на багажник для крепления поклажи.
Поначалу, особенно если вы начинаете путешествие в оживленном Амстердаме, вам будет страшновато даже ступить на дорожку, по которой проносятся многочисленные велосипеды и скутеры. Но привыкнуть оказывается несложно. Главное - запомнить несколько простых несложных вещей. Для велосипедистов существуют отдельные светофоры и часто их сигналы не совпадают с теми, что установлены для пешеходов. Обращайте внимание на линии разметки: небольшие треугольнички на ней аналогичны нашему знаку «уступи дорогу». Обязательно обозначайте свои намерения при помощи рук: правая рука - поворот направо, левая рука - налево, рука вверх - остановка. И, наконец, соблюдайте осторожность при повороте или перестроении налево, поскольку с этой стороны вас могут обгонять не только более шустрые велосипедисты, но и скутеры. Имейте в виду, что формально движение по жилым зонам на велосипеде запрещено. Об этом предупреждают недвусмысленные знаки. Однако сами голландцы нередко пренебрегают этим правилом и сокращают таким образом свой маршрут.
Однажды решившись совершить подобное путешествие, вы, с большой вероятностью, увлечетесь подобным видом туризма и будете искать, в какой еще стране можно отдохнуть аналогичным образом. Однако для того, чтобы полностью расслабиться, забыть о работе и делах, да и вообще обо всем, что осталось дома, лучше места, чем Голландия, наверное, не существует.