В пятницу в Тверском суде столицы состоялись предварительные слушания по делу антикваров - совладельцев галереи "Русская коллекция" супругов Татьяны и Игоря Преображенских, обвиняемых в подделке произведений искусства. Суд отказался вернуть дело супружеской четы в прокуратуру, а также прекратить их уголовное преследование.На заседании в Тверском суде, которое началось в 14.00 пятницы, адвокаты ходатайствовали о возвращении дела в следственные органы для устранения нарушений, однако суд отказал им.
Кроме того, суд отказался освободить из под стражи Татьяну Преображенскую, арестованную в сентябре 2007 года.
Рассмотрение дела по существу (оно будет рассматриваться коллегией из трех судей – Страна.Ru) назначено в Тверском суде на 23 ноября.
Напомним, что уголовное дело в отношении антикваров Следственный комитет МВД РФ возбудил летом 2005 года. Тогда в правоохранительные органы обратился совладелец компании "Элекс-Полюс" Валерий Узжин. Он рассказал, что познакомился с супружеской четой Преображенских по рекомендации своего партнера по бизнесу, для которого они в свое время приобретали старинные изделия из бронзы.
В 2004 году Татьяна Преображенская, узнав, что бизнесмен увлечен творчеством художников XIX века, сразу же предложила Валерию Узжину приобрести четыре картины художника-передвижника Александра Киселева, кисти которого принадлежит лишь одна относительно известная картина "Заброшенная мельница", находящаяся в Третьяковской галерее.
За год плодотворного сотрудничества с помощью Преображенских Валерий Узжин приобрел около двух десятков картин этого живописца. Бизнесмену картины продавались по цене 100-150 тысяч долларов за каждую.
Некоторые друзья любителя живописи высказывали сомнения в подлинности полотен, но сам коллекционер в авторстве Киселева был уверен: ко всем картинам прилагались экспертные заключения Всероссийского художественного научного-реставрационного центра имени Грабаря.
Однако в начале 2005 года один из друзей Валерия Узжина показал ему в каталоге бельгийского аукциона Bruun Rasmussen две картины малоизвестных датских художников XIX века Януса ла Кура и Андерсона-Люнбдю. Именно их бизнесмен и приобрел как творения передвижника Киселева.
В ходе расследования выяснилось, что картины были куплены в Дании в апреле 2004 года по цене 5-7 тысяч долларов США неким посредником Преображенских, а затем ввезены в Россию, где подпись автора была подделана – это подтвердила экспертиза, проведенная в рамках следствия экспертом Третьяковской галереи. Всего же, по словам г-на Узжина, через «Русскую коллекцию» он приобрел 34 произведения искусства примерно на 1 млн долларов, из которых около половины "оказалась подделками".
Помимо этого, в ходе следствия супругам Преображенским было инкриминировано хищение у Валерия Узжина рисунка кисти Константина Маковского "Обнаженная с тамбурином". Как утверждают следователи, узнав, что бизнесмен передал рисунок для обрамления в багетную мастерскую, Преображенская обманным путем забрала его оттуда, отдав на продажу в галерею, расположенную в Армянском переулке. По версии следствия, супруги рассчитывали выручить от продажи этюда 20-25 тысяч долларов США.
Как утверждают представители следствия, Татьяна и Игорь Преображенские продавали поддельные полотна классиков русской живописи, в том числе якобы кисти Айвазовского, Шишкина и Орловского.
Общий ущерб от деятельности владельцев салона, по предварительным данным, составил 750 тыс. долларов.
Супруги были задержаны 16 октября 2005 года в Москве, и им предъявили обвинение в мошенничестве в крупном размере. Антикварам также вменили в вину хищение предметов, имеющих особую ценность, и неуплату налогов. 18 октября 2005 года суд санкционировал их арест. Татьяна Преображенская была помещена в СИЗО №6 в Печатниках. По мнению представителей следствия, находясь на свободе, госпожа Преображенская могла оказать давление на свидетелей и скрыться. Однако позже обоих супругов отпустили под подписку о невыезде. А в середине сентября 2007 года, перед началом процесса, следователи СК МВД ходатайствовали о повторном аресте Преображенской. Их просьбу суд удовлетворил. Второй фигурант - Игорь Преображенский – по-прежнему находится под подпиской о невыезде: по данным следствия, он лишь выполнял указания супруги, и отношения к делам не имел.
Дело супругов Преображенских, окрещенное журналистами «делом антикваров», было направлено в Тверской суд Москвы 23 октября 2007 года.
И Игорь, и Татьяна - свою вину полностью отрицают, заявляя, что дело против них инспирировано Узжиным, который ранее был их компаньоном.
Адвокаты обвиняемых, между тем, уверены, что их подзащитные докажут свою невиновность и в суде. Так, по словам прежнего адвоката супругов Владимира Жеребенкова, еще в ходе следствия экспертиза показала, что «липовые» подписи и дополнения к проданным картинам были исполнены 10, а то 50 лет назад. Кроме того, некий посредник, который, собственно, и приобрел датские картины, а затем продал их Преображенским - так и не найден. Хотя, по мнению Жеребенкова, именно его следует считать основным подозреваемым в подделке.
По мнению большинства экспертов по рынку произведений русского искусства, дело Преображенских еще в 2005 году спровоцировало кризис доверия в секторе живописи, поскольку спорные произведения были визированы специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика Грабаря (ВХНРЦ).
После острой полемики по этому делу, в октябре 2006 года Росохранкультура запретила государственным музеям давать заключения о подлинности произведений искусства, находящихся в частных коллекциях.
Такое решение Росохранкультура мотивировала большим количеством случаев, когда на торги выходили сомнительные картины, прикрытые экспертными заключениями музеев и реставрационных центров. Противники этой идеи заявляли, что от всеобщего запрета пострадали как частные коллекционеры, лишенные возможности удостовериться в подлинности картин, так и музеи, которые потеряли существенный источник дохода.