Я вспоминаю, что в середине 80-х годов прошлого века в Подмосковье проходил полулегальный рок-концерт. Выступала одна из первых российских металлических групп: "Ария", "Мастер" или "Шах" (не помню точно). И после концерта подростки, разгоряченные тяжелой музыкой, видимо, с целью вылить свою энергию, устроили крупный дебош в подмосковном вокзальчике: разбили витрины, сочлененные стулья выкинули в окна, разгромили буфет и т.д. Разумеется, потом виновники совершенного были привлечены к ответственности, а в прессе, прежде всего, молодежной направленности ("Комсомольская правда", "Собеседник" т.д.), была развернута дискуссия о правомерности содеянного, о бесконтрольном досуге молодежи, о пагубности "хэви-метал" и т.д. И помимо ругателей (вполне справедливых) молодежи, были и защитники. Последние попытались объяснить происшедшее чисто психологически: феномен толпы, анархия и т.д. Не было правильно направляющего лидера. В итоге "подростки разбили вокзал, а могли бы разбить прекрасный сад" . То есть, как направить толпу, в какую сторону, так все и пойдет.
Вспомним недавние молдавские события. Что, участниками прошедших беспорядков были сплошь реакционеры, бузотеры и другие нарушители спокойствия? Нет, конечно. Но у них был лидер, умело управляющий толпой, в нужном ему направлении. Человек под влиянием толпы меняется, подчас коренным образом. Прислушаемся к мнению психологов. Михаил Каргин, специалист со стажем, доцент, кандидат психологических наук, не первый год преподает психологию в мордовском пединституте. И состояние души человека изучил как никто другой. Так он свидетельствует, что у человека под влиянием толпы ощутимо падает интеллект, отсутствует критическое отношение к своим поступкам, он становится внушаем, управляем, особенно если руководит толпой харизматичный лидер (Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини и др.). Чаще всего это характерно для молодых людей до 19 лет. Толпа обычно является движущей силой любой революции, путча, переворота. Довольно вспомнить революции прошлого столетия, да и нынешнего: оранжевую, тюльпановую, революцию Роз. Кстати, многие участники подобных мероприятий, по происшествии некоторого времени жалели, о своем участии в них. Их лихо использовали. Вот хлопцы и поддались на уловку большинства, вдохновились: одели оранжевые шарфы и пошли штурмовать Майдан. Среди них было также много молодежи- школьники, студенты. Часть из них лица скрывали масками, надетых специально.
По словам Михаила Каргина, именно элемент анонимности снижает ответственность у человека. Накладывают свой отпечаток массовость, деструктивность, эмоции разгоряченной толпы. Алкоголь во всех случаях способствует снижению барьеров. Для молодого человека важно быть таким, как все. Присутствует боязнь, что группа его отвергнет. Поэтому если его сверстники пойдут бить магазин, подросток, скорее всего, присоединится к ним. Конечно, цели лидеров и участников разные. Но, как говорили раньше, если дерутся холопы, надо искать боярина.
Психология толпы, как ни странно, присутствует и в политике. Нагляден пример с Джоном Кеннеди. Во время кубинского кризиса он некоторое время советовался со специалистами, собирая их вместе: что делать с Кубой, высаживать десант на остров, или нет. Все единогласно высказались "за". Спустя время, один из этих советников говорил, если бы он лично беседовал с Президентом, то никогда бы ему не посоветовал высадки на Кубу. А в том случае сработал механизм толпы. Кроме того, если решение принимается группой лиц, чисто психологически снижается ответственность каждого из них в отдельности. Как тут не вспомнить всеобщий "одобряем-с" эпохи застоя!
А вторая мировая война? Гитлеровцы на захваченной территории совершали бесчеловечные поступки, и между тем, не чувствовали себя виновными. Министр пропаганды III рейха призывал: "Убивайте! Убивайте! И убивайте! За вас буду отвечать я, Йозеф Геббельс". И фашисты жгли деревни, уничтожали исторические ценности, убивали евреев, цыган, славян, в этом они чувствовали свое историческое предзнаменование санитаров истории. Армия III рейха – это весьма организованная, но все же толпа, у которой была реальная цель – господство над миром. Харизматичный лидер также присутствовал – Адольф Гитлер (куда уж харизматичнее!).
В свое время на Западе проводился эксперимент. Врачи давали указание своим медсестрам делать пациентам инъекции со смертельным составом. Большинство медсестер осознавали, что вводят яд, но и не подумали ослушаться. За убийство (фактически ядовитый укол таковым и являлся) в их понятии отвечал врач, отдающий приказы, а раз так, с них спрос маленький. Моральный фактор при этом отсутствовал начисто. (На самом деле никто, естественно, не пострадал, однако, случай показательный).
Человек - существо организованное. Нам это известно еще с советских времен, как и то, что досуг наших людей должен быть разумно организован, находиться под присмотром. Когда в свое время пришло осознание этого, власть предпринимала попытки организовать людей, чем-то занять. Это имело место и в советское время, делаются робкие попытки и сейчас. Создать разнообразные клубы по интересам. Чтобы можно было сообща, под присмотром руководителя, тренера заниматься танцами, обсуждать прочитанное, бегать кроссы и т.д. Особенная организация требовалась раньше и требуется в настоящее время для подрастающего поколения. Чтобы не варились в своем соку любители рок-музыки, фанаты футбольных команд и т.д. Клубы, секции, кружки для молодежи есть в каждом городе. И важно, чтобы достойные люди стояли во главе этих всевозможных движений.
Насколько мне стало известно, на собраниях определенной молодежной организации в одном городе (не станем уточнять, в каком именно), уделяется немалое место ролевым играм. Одна носит название "Последний герой". Десять подростков садятся в кружок, выбирают объект для издевательств и унижают своего приятеля. Это тянется достаточно долго. В заключение выбирается палач и совершает казнь. Она вершится с помощью травматического пистолета, стреляющего резиновыми пулями. Происходит имитация убийства (напоминает застенки гестапо, ни больше, ни меньше). Потом это происходит с другим участником и т.д. Учитель, наставник или сенсей (как его еще назвать) говорит, что уделяет этим играм большое внимание, особенно летом, в детских лагерях отдыха. В его понимании, он творит благое дело. По его мнению, подобная подготовка позволяет воспитать конкурентоспособную личность, адаптированную к жизни в реальных условиях. Возможно, определенная адаптация и происходит, но при этом, как говорят психологи, у подростка происходит ломка всех создавшихся ценностей, идет зомбирование личности, исчезают моральные установки, создается почва, на которой произрастают конфликты. Это потенциальные участники молдавских событий. Не стоит забывать, что молодежь является движимой силой любого социального взрыва. При наличии определенной направляющей силы. Так давайте направлять их в нужном русле. В правильном.