Питер Гринуэй (мир прекрасного)

Дикие Хозяйки

Лет 7-10 назад имя Питера Гринуэя было на устах у всех, кто относил себя к интеллектуалам и эстетам. Его странные, философско-ернические полотна, в которых каждый кадр был выстроен по законам живописи, а каждый предмет нес символическую нагрузку, поражали воображение и разум. Каждый его фильм - как полнометражный игровой, так и короткометражный документальный - можно (и нужно) пересматривать по несколько раз, с каждым просмотром открывая для себя ранее ускользнувшие от понимания подтексты и любопытные мелочи. В творчестве Гринуэя музыка, живопись, хореография, работа костюмеров, декораторов и актеров сплетаются в единый узел, создавая многослойное произведение. Поэтому его картины нравятся и высоколобым докторам наук, и молоденьким студенткам - каждый находит в его фильмах собственную "нишу". Родился Питер Гринуэй в Уэльсе 5 апреля 1942 года. Его отец был орнитологом

именно от него режиссер унаследовал страсть к бесконечным классификациям, на которых как на художественном приеме строится большинство его лент. Питер с детства увлекался рисованием и уже в 22 года удостоился первой выставки в Lord's Gallery. С 1965 г. он начал работать в документальном кино - сначала монтажером, потом помощником режиссера - и вскоре стал снимать собственные "экзерсисы". В 1976 году Гринуэй отправляется на запад Англии, чтобы поупражняться в зарисовках викторианских особняков. Во время работы над этюдами ему постоянно мешали то стада овец, то бегающие по двору дети, и у Гринуэя зарождается идея "Контракта рисовальщика". Задумка постепенно обрастала новыми мыслями, и через шесть лет зрители увидели глубокую, не лишенную горького юмора притчу о плодовитости и бесплодии, о гордости и унижениях, о соотношении творчества и реальной жизни. Фильм принес автору мировую славу. Критики захлебывались от восторга, Гринуэя объявили основателем нового английского кинематографа, кинотеатры собирали аншлаги. Однако на новые проекты денег никто давать не спешил - чересчур уж необычные сюжеты рождались в голове режиссера. Следующий фильм - "Зет и два нуля" - выходит только через три года, в нем затрагиваются уже иные проблемы, но стиль Гринуэя остается неповторимо узнаваемым. Одной из его главных составляющих становится великолепная музыка Майкла Наймана, сотрудничество с которым продолжалось у режиссера до фильма "Дитя Макона". Создав ряд настоящих шедевров (так, "Отсчет утопленников" получил в Каннах премию за вклад в развитие киноискусства), Питер Гринуэй по каким-то причинам перестает включать в свои картины музыку Наймана и несколько изменяет свой творческий подход в поисках новых идей. Если "Записки у изголовья" еще сохраняют почти все "фирменные" приемы: использование полиэкрана, буквальное соответствие фантазий героев последующим реальным событиям и т.п., то "Восемь с половиной женщин" представили нам нового Гринуэя. Эта картина так же неоднозначна, как предыдущие, но более легкая и ироничная. Маэстро "кинематографической живописи" находится в постоянном поиске, и, выпустив телеоперу "Смерть композитора", приступил к съемкам трилогии "Чемоданы Талса Льюпера" с участием целого созвездия международных звезд: Виктории Абриль, Дебби Харри, Мадонны, Уильяма Херта, Франки Потенте, Росси Де Пальмы, Винсента Галло и даже родной нам Ренаты Литвиновой. Посему зрители вправе надеяться, что следующая его работа будет не менее поразительной, чем признанные "жемчужины" его творчества. Премьера первой картины цикла уже состоялась на Каннском кинофестивале, так что вот-вот увидим ее и мы. Скорее бы - стосковался народ по Гринуэю...

разместил(а)  Симонова Наталья


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: