Мстислав Ростропович

(Мир прекрасного)
(Мир прекрасного)

27 марта 1927 года в Баку у супругов Ростроповичей родился сын Мстислав. Его отец Леопольд Витольдович Ростропович (1892—1942), происходивший из польских дворян, был известным виолончелистом, а мать пианисткой. Слава любил отца, преподавателя Бакинской консерватории, всем сердцем, восхищался им, подражал его повадкам, речи, мог часами слушать его игру. Отец отождествлялся для него с самой музыкой.

Первое выступление Мстислава Ростроповича состоялось в 12 лет, когда он в сопровождении симфонического оркестра сыграл концерт Сен-Санса. С 1932 по 1937 год он учился в музыкальной школе имени Гнесиных.

Незадолго до войны отец настоял, чтобы Слава, увлекавшийся сочинением музыки, приступил к систематическому композиторскому образованию. Для этого выбрали музыкальное училище при Московской государственной консерватории.

Только после окончания войны Ростропович смог поступить в Московскую консерваторию, где был переведен во второго на пятый курс, которую блестяще закончил в 1946 году.

Во второй половине 1940-х годов Мстислав Ростропович дал свои первые большие концерты, помимо Москвы, в Ленинграде, Киеве, Риге, Свердловске, Таллинне, Вильнюсе, Каунасе, Минске и других городах страны.

Первым для Ростроповича стал конкурс, устроенный на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Праге. На конкурсе Ростропович занял первое место, и газета «Млада фронта» назвала его «сенсацией соревнования». Таких конкурсов было много, в разных странах и везде Мстислав Ростропович был или победителем или призером.

Его имя стало известным, его наперебой приглашали выступать. В двадцать три года добившись известности на концертной эстраде, он больше не участвовал в конкурсах. В этом не было необходимости.

Мысли о семейном очаге появились у него к середине 1950-х годов, когда он твердо уверовал, что стал хозяином своей судьбы. Дружба с Прокофьевым, помимо многих творческих открытий, убедила его также в том, как нужна творцу семейная опора. Имел значение и пример родительской любви, возвышавшейся над всем преходящим. С 1959 года Мстислав Ростропович женат на выдающейся оперной певице Галине Вишневской, у них две дочери - старшая Ольга и младшая Елена, и шесть внуков - Олег, Мстислав, Иван, Сергей, Анастасия и Александра.

В 1960-е годы Ростропович вступил в пору своего расцвета. Он много концертирует, становится мощным катализатором для творчества других композиторов, воспитывает молодую виолончельную смену.

В течение сезона он дает от ста тридцати до двухсот концертов. Они охватывают почти весь тогдашний Советский Союз и многие страны Европы, Америку, Латинскую Америку.

Безупречное техническое мастерство, красота звука, артистизм, стилистическая культура, драматургическая выверенность, заражающая эмоциональность, вдохновенность – нет таких слов, чтобы в полной мере оценить индивидуальную и яркую исполнительскую натуру музыканта. «Все, что я играю, я люблю до обморока», – говорит он.

В 1964 году за выдающиеся заслуги в развитии музыкального искусства Мстислав Ростропович был удостоен Ленинской премии.

Казалось, судьба Ростроповича складывается вполне благополучно. Но скоро Ростропович почувствовал, что его личная свобода достаточно ограничена. После того как в начале 1970-х годов он приютил у себя известного писателя А. Солженицына, отношение властей к нему резко изменилось.

Позднее музыкант скажет: «Именно ей, Галине Вишневской, ее духовной силе я обязан тем, что мы уехали из СССР тогда, когда во мне уже не оставалось сил для борьбы, и я начал медленно угасать, близко подходя к трагической развязке... Галина Вишневская в это время своей решительностью спасла меня».

Мстислав Ростропович и следом за ним Вишневская эмигрируют в США.

Хотя Ростропович и Вишневская официально не считались изгнанными из страны, их имена в советских средствах массовой информации не упоминались, записи их игры и пения убирались в дальние углы архивов, а то и уничтожались.

В эмиграции Мстислав Ростропович работает художественным руководителем Национального симфонического оркестра США. Ростропович задал оркестру невиданный творческий темп: за сезон давалось около двухсот концертов и, кроме того, - музыкально-образовательные концерты для сорока тысяч учащихся, отдельные программы для музыкально одаренных школьников, для слушателей из национальных меньшинств, несколько циклов лекций-концертов.

В марте 1978 года Мстислав Ростроповича и Вишневскую лишают советского гражданства. Семья прочно обживалась за границей. Союз Ростроповича и Вишневской трудности, наоборот, укрепляли.

Гастроли Ростроповича охватывают многие страны, за исключением СССР и всего блока, зависимых от него государств Восточной Европы. Особенно много он выступает в Японии.

В марте 1987 года Мстислав Ростропович отметил свое шестидесятилетие. В Вашингтоне на торжества собрался цвет американской интеллигенции, светила музыкального мира, выдающиеся писатели, общественные деятели. Ростроповича назвали «музыкантом года». Английская королева посвятила его в Рыцари Ордена Британской империи, Франция наградила орденом Почетного легиона, Германия — Офицерским крестом за заслуги.

С началом перестройки Ростропович начинает гастролировать и в России. Ростропович и Вишневская создают благотворительный фонд. В январе 1990 года Мстислав Ростроповичу и Вишневской вернули российское гражданство.

Утром 19 августа 1991 года Мстислав Ростропович узнал об антиправительственном путче в СССР и сразу решил ехать в Москву. Жену и детей предупреждать не стал - в час дня он был уже в самолете. Он провел в Белом доме без малого трое суток, и когда напряжение спало, возвратился к своим делам, концертам, к семье с мыслью, что должен помогать России более активно, реально, быстро. Пережитое отразилось и на его внешности, что отметила вдова А. Сахарова Е. Боннэр - он стал похож на Сахарова: «Действительно стал похож на Андрюшу - душа становится похожей, а за ней и лицо».

Впоследствии Ростропович привез на гастроли в Россию Национальный симфонический оркестр США, который под его управлением давал концерты на Красной площади и в храме Христа Спасителя.

В камерных ансамблях Мстислав Ростропович играл с такими выдающимися музыкантами, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах и многими другими. Многократно выступал с известнейшими дирижёрами.

В репертуаре Ростроповича наряду с классическими сочинениями более 140 современных произведений для виолончели. Дирижёрские записи Мстислава Ростроповича имеют феноменальный успех. На его дирижёрском счету мировые премьеры более 70 оркестровых произведений, а также 9 опер. М. Ростропович - инициатор проведения десятков музыкальных фестивалей, неутомимый пропагандист музыки XX столетия.

Он даёт бессчетные концерты в помощь гуманитарных организаций, возглавляет фонды помощи молодым музыкантам в Российской Федерации, Литве и Германии. Народный артист СССР и Российской Федерации. Заслуженный артист Российской Федерации. Почётный доктор 50 университетов. Лауреат бессчетных премий. Имеет 44 государственных ордена и многие другие.

Мстислав Ростропович знаменит не только как музыкант, но и как общественный деятель и защитник прав человека. Вместе с женой ведет благотворительную деятельность в Российской Федерации. Благотворительный фонд Вишневской-Ростроповича помогает детским больницам, в Оренбурге под его опекой была детская городская больница № 3. Помимо того, М. Ростропович - Гражданин мира, Посол доброй воли ЮНЕСКО, почетный гражданин многих городов мира. Его имя включено в выпуск общероссийской энциклопедии "Лучшие люди Российской Федерации".

Мстислав Ростропович скончался 27 апреля 2007 года.

Интересные факты из жизни Мстислава Ростроповича

Как Слава экзамен сдавал…

Студент консерватории Слава Ростропович после победы во Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей был переведен со второго курса сразу на пятый. Кроме этого, его еще выдвинули кандидатом для занесения на доску почета. Но для успешного окончания консерватории Ростроповичу нужно еще было сдать государственный экзамен по истории коммунистической партии. Слава утешал преподавателей: «Не волнуйтесь. Я зайду в комиссию, сделаю шаг вперед, два шага назад и спрошу: «Что делать?»»

С первого взгляда...

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская познакомились в ресторане. Кто-то из знакомых показал Вишневской на сидящего напротив парня в очках и спросил:
- Вы знакомы?
- Нет.
- Так познакомьтесь - это, виолончелист Мстислав Ростропович.

Ростропович рассказывал своим соседям какие-то смешные истории и совсем не обращал на Вишневскую внимания. Когда же Вишневская собралась уходить домой, молодой человек в очках вскочил:
- Послушайте, можно мне вас проводить?
- Проводите...
- Можно я подарю вам эти конфеты? Ну, прошу вас, мне это очень важно...

На улице - женщина с полной корзиной ландышей. Ростропович купил всю корзину, подарил Вишневской...
- Между прочим, я замужем! - предупредила его Вишневская.
- Между прочим, это мы еще поглядим! - предупредил ее Ростропович.

Всегда готов!

У Мстислава Ростроповича спросили:
- Как вам удается сохранять такие трепетные чувства к своей жене?
- Очень просто, - ответил Ростропович. - Когда я смотрю на Галю, я каждый раз на ней женюсь.

Фамилию менять будем?

Когда Ростропович регистрировал в районном загсе по месту прописки Вишневской свой брак, регистраторша сразу узнала знаменитую солистку Большого театра и поинтересовалась, за кого же она выходит замуж. Увидев довольно-таки невзрачного жениха, регистраторша сочувственно улыбнулась Вишневской, а с трудом прочитав фамилию "Ро... стро... по... вич", сказала ему: «Ну, товарищ, у вас сейчас есть последняя возможность сменить свою фамилию...»

Странное наказание…

Министр культуры Фурцева как-то с неудовольствием сказала Мстиславу Ростроповичу:
- Вы покрываете Солженицына. Он живет у вас на даче. В течение года мы не будем пускать вас за границу.
Тот, пожав плечами, ответил:
- Вот уж никогда не считал, что выступать перед своим народом - наказание.

Причуды учителя

Журналист пришел в Московскую консерваторию и получил разрешение присутствовать на уроке Ростроповича. Через полчаса он выбежал из аудитории в слезах. Когда туда заглянул проректор, он увидел удивительную картину. В аудитории сидело несколько учеников, но Мстислав Ростропович не обращал на них никакого внимания. Он был всецело занят одной виолончелисткой, исполняющей какое-то произведение. Он стоял перед нею на коленях и обливался слезами. Рыдали и все остальные студенты в аудитории.

Представьте себе...

Как-то репетируя с оркестром Первую сюиту Чайковского, где есть очень простая и печальная мелодия у виолончелей, Ростропович никак не мог добиться от музыкантов нужного звучания...

- Представьте, что эту мелодию играет любитель, допустим доктор, который вернулся после трудного рабочего дня домой, - сказал оркестрантам Ростропович. - Он поставил десять клизм, осмотрел восемь задних проходов и ему сейчас хочется отдохнуть. Он сидит и играет на виолончели страшно фальшиво, но получает от этого огромное удовольствие... Вот и вы, дорогие товарищи, играете столь же фальшиво, но с той разницей, что на ваших лицах удовольствия не видно...

Не угодил...

Однажды Мстислав Ростропович приехал в сибирскую деревню и обнаружил, что исполнить в клубе концерт для виолончели и фортепиано невозможно - пианино было безнадежно расстроено. Выход нашелся: после небольшой репетиции Ростропович заиграл перед колхозниками под аккомпанемент баяна. Неожиданно на сцену вышел мужик, подошел к Ростроповичу и попросил:
- Друг, помолчи немного, дай баян послушать!..

Раздел гонорара

После триумфальных гастролей в Соединенных Штатах Мстислава Ростроповича пригласили в советское посольство и объяснили, что львиную долю гонорара он должен сдать в посольство. Ростропович возражать не стал, он только попросил своего импресарио Юрока купить на весь гонорар фарфоровую вазу и вечером доставить ее в посольство, где был назначен прием. Доставили немыслимой красоты вазу, Ростропович взял ее, полюбовался и... развел руки. Ваза, ударившись о мраморный пол, разлетелась на кусочки. Подобрав один из них и аккуратно завернув в носовой платок, он сказал послу: «Это - мое, а остальное - ваше...»

Правду! только правду!

В семидесятых годах Мстислав Ростропович должен был выехать на гастроли за рубеж. Он хотел, чтобы с ним поехала и его жена Галина Вишневская, но Министерство культуры ему в этой просьбе отказало. Тогда друзья посоветовали написать в министерство письмо: мол, ввиду моего плохого здоровья прошу разрешить, чтобы меня в поездке сопровождала жена. Ростропович письмо написал: «Ввиду моего безукоризненного здоровья прошу, чтоб меня в зарубежной поездке сопровождала жена Галина Вишневская».

«Лососина!»

Мстислав Ростропович взялся дирижировать Пятой симфонией Прокофьева. На репетиции он долго не мог добиться от оркестра нужного звучания и сказал музыкантам:

- Представьте себе: коммунальная кухня, стоит восемь столов, восемь примусов, каждый скребет на своем столе, никто не слушает друг друга, стоит страшный шум. И вдруг кто-то снизу кричит: «Лососину дают!» Тут все все бросают и кидаются вниз, в магазин...

Посмеявшись, вернулись к репетиции, и когда заиграли снова и дошли до нужного места, Ростропович крикнул в паузе: «Лососина!» И действительно, музыканты «рванули» за ней необыкновенно эффектно...

Она мужского рода!..

- Мстислав Леопольдович, почему вы выбрали в свое время виолончель? - спросили как-то у Ростроповича.
- Потому что я ее полюбил, как женщину. Только много лет спустя я узнал, что во французском языке слово «виолончель» - мужского рода. Я был потрясен! Если бы я об этом узнал, когда приобщался к музыке, неизвестно, какой бы инструмент я выбрал.

разместил(а)  Зорина Валерия


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: