На стыке границ Эфиопии, Кении и Судана, на отгороженном со всех сторон горами плато обитает племя сурма. Женщины и мужчины, старики и дети племени так мастерски, изящно и изобретательно расписывают свои тела, что им позавидовал бы самый продвинутый художник.
«Мы лучше других. Мы наслаждаемся свободой в лесу, у нас нет хозяев, эта земля наша, и мы можем вволю пить молоко»
Сурма – одно из самых таинственных и малоизученных племен. Добраться до него – задачка не из легких. Племя живет в междуречье Омо, Белого Нила и Баро, в местах, куда редко попадают путешественники. Дорог в тех краях практически нет, и при всем желании местные власти вряд ли смогли бы их проложить. В сезон дождей плодородные рыхлые почвы превращаются в настоящую кашу, через которую не в состоянии пробраться самые мощные джипы. Но дело не только в этом.
Эфиопия – самая высокогорная страна Африканского континента. Большую часть ее территории занимает Эфиопское нагорье, простирающееся с севера на юг. Сурма живут на небольших равнинах, зажатых между горными хребтами, и пробраться к ним по склонам, вздымающимся вверх на несколько сот метров почти под прямым углом, не могут даже выносливые африканские мулы. Но сурма нисколько не печалятся по этому поводу – они совершенно не страдают от полного отсутствия дорог и других признаков цивилизации. Им вполне хватает тех материальных благ, к которым они привыкли, – а это соломенные хижины, стада домашних животных, ружья и прочий нехитрый скарб. Сами о себе сурма говорят: «Мы лучше других. Мы наслаждаемся свободой в лесу, у нас нет хозяев, эта земля наша, и мы можем вволю пить молоко».
БЕДНЫЕ, НО ГОРДЫЕ
Сурма ревностно оберегают свое пространство и с неохотой общаются с чужаками. К европейцам и американцам, которых любопытство и лишние деньги гонят в самые труднодоступные уголки земного шара, они относятся с оттенком легкого пренебрежения и высокомерия. Гордые сурма никогда не клянчат у путешественников деньги, их дети не бегают за богатыми туристами с протянутой рукой и не хватают за одежду в надежде заполучить банку кока-колы. Когда туристы нацеливают на них объектив фотокамеры, они милостиво позволяют себя фотографировать, но при этом всячески демонстрируют, что им наплевать на все эти суперсовременные технические финтифлюшки. Между тем каждый путешественник готов многое дать, лишь бы оказаться в деревне этого странного племени и сделать хотя бы несколько кадров на память.
ДИКИЕ ШЕДЕВРЫ
В последнее время бодипейнтинг – рисунок на теле – стал невероятно популярным в Старом и Новом Свете, однако, поверьте, европейцам и американцам далеко до того, что вытворяют эти дикари. Представители племени с таким мастерством и фантазией раскрашивают собственные лица, животы и руки, что наш боди-арт отдыхает. При этом сурма пользуются минимумом средств: только двумя красками – белой (природный мел) и оранжево-красной (охра). Белый служит, как правило, фоном, а охра – основным оттеночным цветом. Прежде чем нанести на тело нужный рисунок, аборигены окунаются в корыто с хорошо разведенным в воде толченым мелом. Затем дают «грунтовке» высохнуть, а уж потом наносят нужный рисунок влажными пальцами. Там, где цвет по замыслу художников должен быть коричневым, они просто счищают мел, ведь кожа у африканцев красивого шоколадного цвета. В итоге цветов на теле всего три – белый, оранжево-красный и коричневый, но сурма умудряются добиваться таких поразительных сочетаний, что диву даешься.
Фаворит среди цветов – красный, привилегия женского и отчасти детского макияжа. Сильный пол редко позволяет себе рисунки алого и пурпурного цветов. А вот местные модницы красным наносят доминантные точки, а также подрисовывают им глаза, губы и брови. На детях экономить и вовсе считается дурным тоном, потому ребятня порой ходит с полностью размалеванными красными, как кумач, лицом и головой.
СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ
Фаворит среди узоров у африканцев – ряд параллельных волнистых линий, наносимых вертикально от шеи и плеч до колен. Реже такой волнистый узор дополняется нанесением на тело прямых линий, точек, завитушек на груди и плечах. Волнистая линия почти всегда плавная и правильная. Острые углы или ломаные геометрические фигуры в каноническом рисунке кочевников не приветствуются. В раскраске мужских лиц преобладает все та же волнистая линия: ото лба в обход глазниц к носу, затем от носа, огибая рот, к скуле и вновь к подбородку. Узор, как правило, симметричен. В макияже девичьих и особенно детских лиц часто встречается солнечный круг: от центра лица к его краям уходят лучи. У подростков и малышни также пользуется спросом рисунок в виде подсолнуха: белый круг с белыми и оранжевыми крапинками внутри, словно семена.
ЗВЕРЕВ ОТДЫХАЕТ
Каноны красоты у сурма, на наш взгляд, довольно странные: предел совершенства – полностью выбритая голова. При этом лысиной на солнце сверкают не только мужчины и старики, но и дети, и женщины. Лысая башка позволяет сооружать на ней такие вавилоны из сухоцветов, живых цветов, листьев, перьев, палочек, что и вообразить трудно. Всю эту красоту обладатели причудливого макияжа и причесок сами на себе не видят: они не пользуются зеркалами, а рисунок на тело им наносят соплеменники. К сожалению, конкурсы красоты у сурма не проводятся. А зря. Нет сомнений, соревнования получились бы гораздо интереснее, чем «Мисс Вселенная» или самый престижный конкурс парикмахерского искусства.
ГОВОРЯЩИЕ УЗОРЫ
Для чего же аборигенам весь этот боевой раскрас? Во-первых, для красоты. Во-вторых, для отпугивания врагов, в том числе демонов, призраков и злых колдунов, ведь роспись на теле, по мнению диких племен, имеет огромную магическую силу. Кроме того, подобная роспись, как камуфляж, защищает от опасных насекомых. Конечно, большинство этих представлений – обычные суеверия, но если бы не они, не было бы всего этого великолепия.
Исследователи предполагают, что в том или ином орнаменте сурма зашифровывают имя, возраст и принадлежность к тому или иному клану. Но сами кочевники хранят молчание по этому поводу. Впрочем, часто рисунки говорят сами за себя. Например, узор на мужском теле призван сообщить всем, что его обладатель порвет любого, кто пересечет границы племени с дурными намерениями. А вот орнаменты на девичьем теле должны вызвать у мужчин желание, страсть, заинтересовать сильный пол. Женские рисунки будто говорят: «Возьми меня» или «Я хороша в постели». Впрочем, стоит ли удивляться? Ведь дам раскрашивают мужчины!