Возможность влиять на принимаемые человеком решения через телевидение вызывала и вызывает огромный интерес у создателей рекламы, и наводит панику среди обычных людей. Когда первые попытки оказались неудачными, страсти немного улеглись. Недавно проведенный британскими учеными эксперимент доказал, что принимаемые нами решения, действительно, могут приниматься под влиянием определенного рода сигналов, получаемых нашим подсознанием.
Этот необычный эксперимент, подробное описание которого опубликовано в британском журнале Neuron, имеет большое значение, так как может помочь раскрыть загадки человеческой интуиции.
Ученые университетского колледжа Лондона (University College London) под руководством доктора Матиаса Пессиглионе (Dr. Mathias Pessiglione) с помощью перцепционного маскирования, вычислительного моделирования и нейроизображения смогли обнаружить то, что некоторые учебные процессы могут происходить неосознанно с помощью других инструментов.
Так, например, одним из таких инструментов является интуиция. Иногда интуиция помогает принять лучшее решение, чем оно было бы сделано на уровне сознания. «Подсознательные знания могут сформироваться на основе ассоциативного обучения», — утверждает доктор Пессиглионе.
Например, игрок в покер каким-то образом всегда знает, когда пора пасовать, а когда блефовать. Возможно, это происходит потому, что его оппонент как-то выдает себя, и где-то на подсознательном уровне игрок умеет улавливать эти сигналы.
Предыдущие исследование показали, что люди, как крысы или собаки, могут быть приведены в такое состояние, когда они начинают подчиняться бессознательно получаемым стимулам. Находящиеся в подсознании ощущения, связанные, например, с ударом электрическим током, при возникновении подобной ситуации, приводят к тому, что человек , как бы заранее, начинает испытывать эти неприятные ощущения. Это так называемые «автоматические» ответные реакции, в возникновении которых сознание не играет никакой роли.
Новые исследования показали, что такие сигналы могут влиять и на принятие обдуманного решения.
В эксперименте, проведенном британскими учеными, приняло участие 11 мужчин и 9 женщин в возрасте от 18 до 39 лет. За время эксперимента им неоднократно показывали один или два символа расположенных между несколькими абстрактными изображениями. Символы появлялись на 33 или 50 миллисекунд, чего не достаточно для их осознания.
Просмотрев каждую тройку изображений, участники, приступали к выполнению следующего задания. «Следуя своей интуиции», они должны были выбирать символы, причем за одними символами скрывался выигрыш, а за другими, соответственно, — проигрыш.
Где-то уже на середине «учебного занятия», в течение которого надо было принять 120 решений, большинство участников начали выигрывать деньги, которые они могли оставить себе.
В среднем в 63% случаев они делали «правильный» выбор, хотя некоторые участники отличились особо.
Доктор Пессиглионе провел магнитно-резонансное исследование для определения области мозга, которая была активна у участников во время выполнения задания. Ученый обнаружил активность в области, называемой ventral striatum (полосатое тело), которая реагировала на получаемые подсознательные визуальные сигналы.
Таким образом, был сделан вывод, что даже без обработки нашим сознанием получаемых контекстуальных сигналов, наш мозг усваивает их и использует для принятия решения.
Такой возможностью влиять на человека пользовались и пользуются создатели рекламы, ведь человеческий мозг наиболее подвержен влиянию именно подсознательных ассоциаций (так активно используемых в рекламных роликах), что в очередной раз доказали проведенные исследования. А первые неудачные попытки были связаны с тем, что не всегда человек слушает рекламный текст «вполуха», и тогда в работу включается его сознание, которое является эффективным средством защиты.