Материальные сокровища прошлого ищут под землёй, раскапывая клады. А сокровища духовные таятся в библиотеках. Древнейшие библиотеки являлись собраниями глиняных табличек и папирусов. Затем появились рукописи. После изобретения печатного станка стандартной формой хранения информации стали книги, библиотеки превратились в хранилища печатных изданий.
Современные библиотеки, стремительно меняющие облик в связи с внедрением цифровых способов хранения информации, по-прежнему остаются хранилищами книжных собраний. Как и множество веков назад они предназначаются для сбора, хранения, организации и поиска информации.
История французских библиотек восходит к VII веку н. э. В период раннего средневековья библиотеки существовали при крупных монастырях и храмах.
Анна Ярославна, дочь киевского князя Ярослава Мудрого, выданная замуж за короля Франции, в качестве приданого среди прочего привезла во французское королевство наиболее ценные книги и рукописи, в том числе древние рунические. Известно, что на русском Евангелии клялись во время коронации все французские короли. Первая часть Евангелия была написана кириллицей, а вторая – глаголицей. Этот рукописный памятник создан на Руси в первой половине XI века, раньше, чем «Остромирово Евангелие», которое является первой точно датированной древнерусской рукописной книгой.
Книги из библиотеки королевы Анны хранились почти восемьсот лет в основанном ею аббатстве Санлис.
В XIV веке возникли первые публичные библиотеки в Италии и Франции. Надпись на дверях одной из таких библиотек гласила: «Всякий изучающий науки, входящий сюда, не хлопай дверью и не стучи грубо ногами – это неприятно музам. Если ты найдёшь кого здесь уже сидящим, почтительно поклонись молча и не занимайся болтовнёй: здесь умершие говорят с занимающимися».
МЕСТО ХРАНЕНИЯ
В эпоху Возрождения (XV-XVI века), в связи с развитием культуры и изобретением книгопечатания, число библиотек увеличивается. Начинают быстро расти библиотеки университетов (например, Сорбонны и др.). Ряд известных библиотек основан крупными светскими и церковными феодалами (Лауренциана во Флоренции основана Козимо Медичи, Королевская библиотека в Париже). В собственность городов переходят некоторые пришедшие в упадок монастырские библиотеки. Посетителями многочисленных публичных библиотек становятся не только церковные деятели, монахи, учёные, студенты, но и мореплаватели, инженеры, юристы, купцы, ремесленники. Однако библиотеки в то время являлись, прежде всего, местом хранения редких вещей, и их деятельность была во многом направлена на ограждение собранных манускриптов и книг от посетителей. Развитие библиотек католического мира связано со стилем барокко. Интерьеры библиотек украшались не только выставленными на полках и в витринах книгами, но и картинами, скульптурами. Стены и потолки покрывались росписями, связанными с содержанием материалов, хранившихся в том или ином зале.
В XVII-XVIII веках возникают библиотеки, получившие впоследствии общенациональное, а некоторые и мировое значение. Появляются библиотеки, открытые для всех желающих (например, библиотека Мазарини, основанная в 1643 году в Париже, два раза в неделю была открыта для всех). Французский учёный, врач, философ и библиотекарь Габриель Ноде в 1627 году выпустил книгу «Совет, как составлять библиотеку», в которой давались рекомендации по организации книжного фонда и высказывались соображения о необходимости сделать библиотеки доступными для учёных. Во время революции конца XVIII века книжные богатства монастырей и аристократов-эмигрантов конфисковали и передали библиотекам; в провинциях создали муниципальные библиотеки.
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ
В XIX веке под воздействием складывающихся демократических форм общинного или коммунального самоуправления начинает основываться множество библиотек как научного, так и народного, общедоступного типа. В 20-х годах XX века народные библиотеки перешли в ведение государства – не только к их собственной пользе, но и к пользе налогоплательщиков.
14 июля 1988 года началось строительство Национальной библиотеки Франции. Прошло восемь лет, и библиотека стоимостью в 8 млрд франков открыла свои двери. Национальная библиотека – это 4 башни: Законов, Чисел, Времён, Букв. Высота башен – 28 м. Глубоко в центре – священная роща.
Фонд Национальной библиотеки является важнейшим книжным собранием страны. Основа его – Королевская библиотека XV века. С 1537 года библиотека получает 4 обязательных экземпляра – все виды издательской продукции, все носители информации.
В настоящее время, имея более 1 000 публичных, университетских и специализированных библиотек, Франция может похвастаться великолепной библиотечной традицией. Деятельность французских библиотек традиционно находится под сильным административным и законодательным контролем. Во французских библиотеках всегда хранилось и хранится сейчас множество ценных книг и вещей.
ЗАГАДОЧНЫЕ СВИТКИ
В 1871 году, в дни Парижской коммуны, в здании городской полицейской префектуры вспыхнул пожар, во время которого сгорела библиотека, в которой целый зал был отведён под вещи и документы, связанные с именем Сен-Жермена. Более 20 лет эта коллекция собиралась по личному указанию императора Наполеона III, там хранился ряд уникальных источников, имевшихся в единственном экземпляре: документальные свидетельства и дневники современников графа, его письма и личные вещи. Большинство из них так и не попали в руки историков.
В 1975 году в Париже в Национальной библиотеке были обнаружены рукописные свитки, известные под названием «Секретные досье» Приората Сиона, занесённые в каталог под шифром 4ёlm1249 и снятые в настоящее время на микроплёнку. Эти таинственные свитки содержат сведения о создании в 1099 году Приората Сиона и его великих магистрах. Этот пост в разное время занимали Исаак Ньютон, Боттичелли, Виктор Гюго, Леонардо да Винчи и другие известные личности.
18 февраля 2010 года Национальная библиотека Франции купила за семь миллионов евро рукопись мемуаров знаменитого ловеласа Джакомо Джироламо Казановы, хранившуюся почти 200 лет у немецких издателей. Рукопись состоит из 3,7 тысячи листов, а основной её частью является произведение «История моей жизни», которую Казанова начал писать в 1789 году. Рукопись можно увидеть на выставке в библиотеке, которая открылась осенью 2011 года.