Эль Греко

Мир прекрасного
Мир прекрасного

Доминикос Теотокопулос, более известный как Эль Греко (греч. Δομήνικος Θεοτοκόπουλος, Domenikos Theotokopoulos, встречаются также варианты Доминико, Доменико и Теотокопули по форме мн. числа от фамильного имени, исп. El Greco, буквально «Грек», 1541—1614) — испанский художник. По происхождению — грек, уроженец острова Крит.

Эль Греко не имел последователей-современников, и его гений был заново открыт почти через 300 лет после его смерти. И тогда мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского изобразительного искусства.

Долгое время считалось, что художник родился в деревне Фоделе близ города Кандии, современный Ираклион на Крите, входившем в то время в состав Венецианской республики. Однако, это не совсем так. Доменико Теотокопулос родился в Ираклионе в 1541 году, а в Фоделе он проживал некоторое время со своей семьей.

О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем, и о его детстве. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах). В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина.

В возрасте 26 лет Эль Греко отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. В 1570 по пути в Рим, будучи в Парме, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо, в Риме же он познакомился и с творчеством Микеланджело. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.

Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако, он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос, исцеляющий слепого» (1560), «Благовещение» (1570—1575), «Христос, изгоняющий торговцев» (около 1570).

В 1576 Эль Греко направился в Испанию на службу королю Филиппу II Испанскому. Через некоторое время художник переехал в Толедо — древнюю столицу Испании, центр испанского просвещения и искусств того времени, где и оставался до конца своей жизни. Именно в Толедо Эль Греко написал свое знаменитое полотно «Погребение графа Оргаса» (1586), принёсшее ему славу и огромное количество заказов, в основном, от церкви. Тогда же художник обращает свой взор на портретное искусство, благо заказов на портреты в то время было много.

Эль Греко отличался независимым нравом, гордостью и собственным оригинальным стилем. Картины он всегда подписывал своим греческим именем.

Эль Греко скончался 7 апреля 1614 и был похоронен в г. Толедо, Испания, в Монастыре Санто Домингос Эль Антигуо.

ЭЛЬ ГРЕКО

Критских мастеров секреты он
Укрепил оснасткой маньеризма.
Вычислена золотая призма,
Сквозь неё виднее небосклон.

Небосвода тайны показать
Взглядом и святых да и Иисуса
Мог – владетель мастерства и вкуса.
Раз горенье – невозможна гладь.

Светом, скорбью, суммою всего
Взгляды, им сгущённые, сочатся.
Через них горенья торжество
Выражено. Не встречаем часто.

Вот Спаситель мира. Посмотри –
Прожигает взгляд инфраиконы.
И духовной светопись зари
Продиктует тут свои законы.

Высота Толедо – город весь
Лестницею мощной поднят к храму.
Вот пейзаж. Одновременно – весть,
Как же весть вместить в простую раму?

Больше нежли живопись – пласты
Данные Эль Греко. Много больше.
Ты живёшь – и тем страдаешь ты,
Болью изводим душевной. Боль же

Говорит, что жив. Ты не святой.
На святого смотришь, ощущая
Стыд за жизнь свою. Притом иной
Не получишь – где ты, золотая?

Золото духовное влечёт.
Взгляд Христа я вновь припоминаю.
Вертикаль жизнь изменить зовёт,
Следовать ей как – увы, не знаю.


СНЯТИЕ ПЯТОЙ ПЕЧАТИ

Печати пятой расшифрован код,
И сорвана она, и оной под
Кровь плоти, что почти окаменела,
Взывающие мощно голоса –
Когда же завершится эта вся
Жизнь-круговерть? В ней было наше дело
Погибнуть за Спасителя! Когда?
Кровь наша искупленья жаждет ныне…

Теперь кругом торговая среда
И искаженье линий, и твердыне
Неверие, печати не видать.
Кровь чья же вопиет, когда распада
Мы данники, когда про благодать
И думать не хотим, нам и не надо.

Печать пятой сокровенный код…
За нею скрыт в пространство света ход.


ВИД ТОЛЕДО

Лентами идут пласты пространства,
Вьётся сложно городской предел.
Метафизика домов – богатство,
Что познаньем приобресть хотел.
Мало ли желаний – исступлённы,
Донимают бедный-бедный мозг.
Маньеризм пейзажные законы
Подчинить холстом Эль Греко смог.
Вьётся изощрённо лента яви.
Небеса не монолитны то ж.
Зелени густоты кто же вправе
Отрицать? Здесь отрицанье ложь.
Рыцари по улицам ходили.
Будто кости белые дома.
Город – как разрозненные были:
Нечто – явно сложное весьма –
Единит их целостностью яви.
Стрелы и густоты облаков.
Я гляжу на них. Уверен я ли
В том, что я гляжу? Избыток слов.
Я есть я. Мне жизнь моя известна.
Я о ней не знаю ничего.
По Толедо я бреду – окрестно
Живописи старой торжество.
Я есть я. Пейзаж, укоренённый
В данности сверхсилой ключевой –
И взираю я, заворожённый
Тайною… настолько неземной…

Александр Балтин


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: