Москве угрожает продуктовый дефицит, и виной тому - не кризис, а реорганизация столичных таможен. В начале марта было закрыто 45 таможенных постов, а оформление импортных грузов, в том числе скоропортящихся продуктов, передано в подмосковные терминалы. В результате на подъезде к Москве выросли многокилометровые очереди из фур, ждущих "растаможки", поставщики и производители несут многомиллионные убытки. По словам участников рынка, ситуация близка к критической. Москве угрожает продуктовый дефицит, и виной тому - не кризис, а реорганизация столичных таможен. В начале марта было закрыто 45 таможенных постов, а оформление импортных грузов, в том числе скоропортящихся продуктов, передано в подмосковные терминалы. В результате на подъезде к Москве выросли многокилометровые очереди из фур, ждущих "растаможки", поставщики и производители несут многомиллионные убытки. По словам участников рынка, ситуация близка к критической.
В ней попытался разобраться журнал The New Times. Корреспондент издания побывал на терминале в деревне Заборье, относящемся к Подольской таможне, и своими глазами видел гигантскую очередь из фур. По словам некоторых водителей, стоять приходится по несколько дней, при этом о приличном месте для ночевки и элементарной гигиене даже не идет речи.
Многие говорят, что даже хотели устроить протест, перекрыв дорогу, но - получили предупреждение, что их машинам поразбивают фары. Однако дальнобойщики иной раз и применяют кулаки - им ведь приходится платить штраф за просрочку на таможне при выезде из страны, а в таких случаях всегда виноват перевозчик. Водителей заставляют подписывать объяснительные: мол, стояли из-за пробки. А то, что пробка образовалась по вине таможни, не написано нигде.
Сотрудник терминала, с которым корреспонденту после долгих уговоров удалось пообщаться, "прояснил" ситуацию: если раньше в день приезжало 15-20 фур, то теперь, из-за закрытия московских таможен, приезжает по 150. При этом "пропускная способность" терминала - 40 машин максимум. Сотрудник категорически отказался пропустить журналиста внутрь поста, заявив, что "там охраняет ФСБ".
Еще в середине 2008 года премьер Владимир Путин распорядился разработать концепцию по развитию и упорядочению таможенного оформления грузов. В Федеральной таможенной службе (ФТС) концепцию сочинили за месяц. И, не дожидаясь согласований в профильных министерствах и ведомствах, стали внедрять - в порядке эксперимента. Причем для наглядности начали сразу со столичных терминалов, через которые проходила большая часть импорта.
17 декабря глава ФТС Андрей Бельянинов подписал приказ номер 1621, который обязывал с начала марта закрыть в Москве 45 таможенных пунктов, а "растаможку" соответствующих грузов передать в подмосковные терминалы. В самой ФТС такое решение объясняют тем, что вереницы фур на подъезде к Москве не украшают город, а главное - затрудняют пропускную способность и без того перегруженных столичных магистралей.
При этом импортеры, еще только прознав про содержание концепции, просили таможенных чиновников сохранить столичные посты хотя бы для скоропортящихся товаров, то есть для еды. Те в приватных беседах успокаивали: дескать, не волнуйтесь, "скоропорт" не обидим. Но, как выяснилось, - обидели.
Перевозчиков ни о чем не предупредили, сами таможенники работают в непонятном режиме - то днем, то ночью. Машины распределили по таможенным пунктам неравномерно: на одних постах многокилометровые пробки, а на других готовы провести "растаможку" за пару часов.
В пресс-службе Центрального таможенного управления ФТС в ответ на запрос The New Times высказали уверенность, что "места на таможне хватит всем", поскольку скоропортящиеся товары (например, мясо и мясные продукты) имеют право оформлять 10 таможенных постов Зеленоградской, Ногинской и Подольской таможен. Кроме этого, чтобы разгрузить очередь, на таможенных постах организована работа в выходные и праздничные дни, а также введен двухсменный режим работы.
А вот с точки зрения участников рынка ситуация близка к критической. Как заявил журналу исполнительный директор Национального сельскохозяйственного союза Алексей Афанасьев, многотонные грузовики с заграничной едой мечутся по Подмосковью в поисках поста, где можно побыстрее пройти процедуру "растаможки".
Но желающих много, а постов все равно мало. В Московской области до марта был только один специализированный пост, имеющий опыт работы с плодоовощной продукцией, в Видном. Поэтому импортеры поначалу стали направлять свои машины туда. И очень скоро там стало не протолкнуться, после чего сотрудники таможни буквально под конвоем начали отправлять грузовики в Домодедово, Ступино, Коломну и Дмитров. Теперь там везде выстроились очереди, что объяснимо: эти посты никакого опыта работы с овощами-фруктами не имели.
Условия досмотра и фитосанитарного контроля, по признанию самих импортеров, чудовищные. После трех-четырех суток ожидания машина заезжает в ворота, санитарный врач просто открывает двери грузовика и беглым взглядом осматривает товар. По словам поставщиков, большая его часть на самом деле к реализации уже непригодна. Однако "досмотр окончен", машину закрывают и отправляют.
Но даже и такой ускоренный процесс не спасает положения. Раньше Москва, говорят эксперты, за день пропускала по 400-450 машин с плодоовощной продукцией. На оформление одной фуры уходило три часа. Сегодня усилиями подмосковных таможенников через посты в день проходит 70-80 машин. А ожидание длится сутками.
По словам Алексея Афанасьева, достоверных цифр того, какая часть "скоропорта" попросту сгнила, ожидая очереди на таможне, пока нет. Ведь груз, прошедший "растаможку", поступает не напрямую на прилавок, а на оптовую базу, где "неликвид" должен отбраковываться.
О потерях можно судить лишь по некоторым косвенным данным. Скажем, Афанасьев отметил, что ежедневные поставки мяса в столицу с начала марта сократились более чем на 50%. Эксперт ожидает, что то же в ближайшее время случится и с плодоовощной и молочной продукцией. Мало того, ситуация может усугубиться, поскольку, как утверждает Алексей Афанасьев, на подмосковных постах уже наблюдается "лавинообразный эффект". К фурам, не прошедшим оформление вовремя, на следующий день добавляется еще 200 машин, назавтра - еще 200, и так каждый день.
Поставщики утверждают: уже в ближайшее время новая система работы таможни приведет к снижению качества и сужению ассортимента продуктов питания, поставляемых на прилавки столичных магазинов. Но московские власти пока предпочитают комментировать ситуацию в спокойных тонах.
Пресс-секретарь Департамента продовольственных ресурсов Москвы Леонид Ивакин рассказал The New Times, что "сожалеет о том, что закрыли московские таможни". Однако, по его словам, у города есть свой возобновляемый запас продовольствия, поэтому не стоит опасаться, что продуктов не хватит.
Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что запасы эти отнюдь не бездонны. В феврале первый заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов Москвы Виктор Ольховой заявил, что запасов мяса в мегаполисе хватит на 1,5 месяца, рыбы - на 2 месяца, масла - на 1 месяц.
По мнению генерального директора Института аграрного маркетинга Елены Тюриной, сокращение продуктового ассортимента из-за таможенных проблем вполне реально, более того, это может стать поводом для очередного повышения цен на продукты.
По словам главы Департамента потребительского рынка и услуг Владимира Малышкова, сейчас в московских магазинах реализуется импортное продовольствие в основном из запасов, закупавшихся еще по "докризисным" ценам. Однако подорожание импорта неизбежно. Помимо роста доллара и евро теперь на цены будут влиять и таможенные риски.