Посмотрите, как проводят жизнь нынешние писатели. Скучен их быт. В добровольном затворничестве пребывает Виктор Пелевин. Не вылезает из глуши Александр Бушков. Говорят, время такое. А была «прекрасная эпоха», когда «инженеры человеческих душ» еще не осознавали себя инженерами, но лихо галопировали по рытвинам и ухабам жизни. Их жизнь и была сплошным романом. Авантюрным.
Век Просвещения в своей неуемной страсти к лучшему будущему человечества, в стремлении построить разумное общество на основах добра и справедливости зашел не туда, куда хотели его самые светлые и благородные умы. Вершиной романа воспитания оказались произведения маркиза де Сада, поиск высшего знания привел к появлению мистических учений. Зеркалом, в котором отразились все тайные страсти и надежды, страхи и желания общества 18 столетия, явились его знаменитые авантюристы. Некоторые из них были писателями. Единицы из них - писателями гениальными.
Сын парижского часовщика Пьер Огюстен Карон, который стал именоваться дворянином Бомарше лишь на 25-м году жизни, после женитьбы на вдове Пьера Франке и, вступив во владение ее имуществом по брачному контракту, взял на себя роль моралиста современного ему общества. Авантюрист по складу характера, он едва ли годился для отведенной ему историей такой роли. Хотя судьба навязала ему еще одну – роль предтечи Великой французской революции. Считается, что его критика социального строя ускорила крах последнего.
«Но это отчасти поверхностный взгляд: желание стать богатым вельможей, естественно, побуждало Бомарше к нападкам на ту касту, к которой он так хотел принадлежать», - полагает биограф драматурга Рене де Кастр. Свою жизнь Бомарше прожигал среди всех слоев – от простолюдинов до короля. Он был судьей, узником, сочинителем памфлетов, учителем, музыкантом, часовщиком, изобретателем, аферистом, тайным агентом, издателем, поставщиком оружия. Как тут не вспомнить ломоносовское «всё испытал, во всё проник»? И случилось бы так, что этот пройдоха, сам по жизни тип бессмертного Фигаро, сумел бы создать свои великие творения «Севильский цирюльник» и «Женитьбу Фигаро», если бы вел жизнь ученого сухаря?
Нет, его жизненный путь не был таким безупречным, какими безупречными стали его творения. Правда, далеко не все. Кроме двух вышеназванных, трудно назвать что-либо еще. Разве что несколько имеющих исключительно историческую ценность мемуаров и памфлетов. Тогда спросите себя, а что осталось от большинства современных ему драматургов, в то время как пьесы Бомарше с успехом идут на подмостках всего мира. Их продолжают ставить и они не устаревают.
Искатель приключений, «обезьяна Бога» (как называли себя алхимики) хочет прожить тысячу жизней (а не девять – по английской пословице). Основная черта характера авантюриста – дар импровизации. «Он эгоист и гедонист, любитель наслаждений, женщин, хорошей кухни», - подмечает исследователь Александр Строев в книге «Авантюристы Просвещения». Бомарше тоже из их числа, но вдобавок он еще и чертовски талантливый драматург. Чтобы понять век Просвещения, достаточно прочитать «Мемуары» Казановы и две пьесы Бомарше.
К королевскому двору будущий драматург прибился не случайно. 20-летним юношей он придумывает систему анкерного спуска для часов, после чего его принимают в члены Лондонского королевского научного общества и назначают королевским часовщиком. Честолюбивый молодой человек решает исправить судьбу и стать дворянином, чтобы сделать карьеру. Его покойная первая супруга оставила мсье Карону небольшой лесистый участок Буа Марше (лес Марше), который произносился как Бо Марше. Изменив местное написание этого названия на Бомарше, Пьер Огюстен Карон присоединил его к своей фамилии.
Вскоре новоиспеченный дворянин становится учителем музыки дочерей короля Людовика XV. Осталось к титулу присовокупить еще и богатство. Пьер Огюстен знакомится и заводит дружбу с престарелым тогдашним олигархом – финансистом Пари-Дюверне. Сын трактирщика, Пари-Дюверне составил свое состояние на поставках оружия французской армии, вначале сражавшейся против герцога Савойского в войне с Аугсбургской лигой, а затем воевавшей за Испанское наследство. Дюверне оказался талантливым человеком, помогавшим наводить порядок в финансовой системе Франции. Одно время он считался теневым министром финансов страны. Дюверне не только взял Бомарше к себе в компаньоны, но и действительно подружился с ним.
После смерти Дюверне Бомарше начинает тяжбу с родственником покойного финансиста. Судебное разбирательство приводит не только к заключению начинающего драматурга в тюрьму, разорению его семьи, но и приносит первую настоящую славу. Если его пьеса «Два друга» оказалась освистанной и публика ее проигнорировала, то памфлеты, написанные Бомарше против его врагов, сделали его имя знаменитым по всей просвещенной Европе. Ими зачитывались и рядовые буржуа, и знатные семейства, о них с похвалой отозвался великий Вольтер.
Мемуар Бомарше, направленный против одного из его противников, содержал простую фразу на провансальском наречии «Ques - a - co ?” – «что такое?». Мария Антуанетта пришла в такой восторг от этого словечка, что ее модистка мадмуазель Бертен в угоду своей августейшей клиентке придумала прическу под названием «Кес-а-ко», которая немедленно стала популярной. Это сооружение на голове представляло собой султан из перьев, который модницы прикалывали на затылке. Такую прическу стали носить принцессы и фаворитка короля госпожа Дюбарри, а вслед за ними мода расползлась аж до самого Санкт-Петербурга.
Из исторического романа Лиона Фейхтвангера «Лисы в винограднике» многие читатели знают о деятельности Бомарше по оказанию военной помощи мятежным Соединенным Штатам в их борьбе против Англии. Им поставлялись в Новый свет не только товары, но и войска.
На судне «Гордый Родриго» в Сан-Доминго доставили около 800 солдат, 100 пушек, военное обмундирование и походное снаряжение. За эту акцию первый помощник капитана военного корабля наградили Крестом Святого Людовика, а одному храброму пехотному офицеру, которого зачислили в военно-морской флот, присвоили звание капитан-лейтенанта. Этим офицером был будущий адмирал Гантом, который через 20 лет переправит на своем корабле Бонапарта в Египет. Бомарше в результате сколотил весьма солидное состояние.
В его жизни потом случались еще и взлеты, и падения. Но самым большим триумфом оказалась постановка «Женитьбы Фигаро». Триумф этот ознаменовал пик карьеры Бомарше, но и стал началом ее заката.