Для чехов пиво - даже не второй хлеб, а почти национальная идея. Им опьяняются, его смакуют, вокруг него объединяются, отрекающихся от него клеймят позором. А отдельные энтузиасты вырабатывают его в домашних условиях. Официальной датой начала пивоварения в Чехии считается 1087 год. Именно к этому времени относится первое летописное упоминание пива. А в XIII веке, судя по тому, что тогда в стране было введено так называемое правило мили, согласно которому пивоварни не могли располагаться ближе чем на милю друг к другу, Чехия переживала настоящий пивной бум. Сведений о каких-либо попытках ограничить его потребление история не сохранила. Пивных в Чехии с незапамятных времен видимо-невидимо.
В настоящее время чехи держат первенство в потреблении пива на душу населения, опережая, хоть и ненамного - лишь на 4 литра, - соседей-немцев, выпивающих 158 литров пива в год. По данным Социологического института Академии наук Чехии, 34% чехов ходят в пивные бары от одного до пяти раз в месяц, 18% - шесть-десять раз. Главная роль, которую играет пивная в чешском обществе, - это место неформального общения. С этим согласны 33% чехов. "Пивная всегда нужна была для того, чтобы человек мог излить душу, поговорить о наболевшем. Легкое опьянение раскрепощает. 15 лет назад в пивных ругали политиков, Советский Союз, Горбачева и перестройку. Настала революция - ругали "Гражданский форум" и Гавела, который провел амнистию. Теперь ругают премьера и его жену за махинации с недвижимостью. Просто так у нас принято", - рассказывает один из завсегдатаев чешской пивной "На Форманке".
Правда, за последние 15 лет статус чешской пивной как места встречи, которое изменить нельзя, лишился своей бесспорности. Все больше чехов, особенно молодая интеллигенция, отдают предпочтение ресторанам, пиццериям, кафе, винотекам и чайным, отказываются от жирных блюд, обычных для традиционной чешской кухни, в пользу легких средиземноморских, которые запивают не пивом или крепким алкоголем, а вином.
Впрочем, большинство чехов не мыслят своей жизни без пива, а в изменивших пиву соотечественниках видят в лучшем случае снобов, а в худшем - жертв глобализма. Чехи гордятся выпускаемым в их стране пивом, но каждый является приверженцем какой-то конкретной марки, гораздо реже - двух-трех сразу. При этом самые тонкие ценители, особенно выходцы из провинции, непременно будут убеждать вас, что самое лучшее пиво варят не в Праге, Пльзене или Ческе-Будеевице, а в каком-нибудь заштатном городке или малом селении, куда непременно нужно съездить. И каждый будет вас убеждать, что в том пиве есть нечто исключительное, что ставит его на голову выше известных всему миру марок. И пусть в ежегодно составляемых рейтингах обычно побеждают гиганты со звонкими названиями, так ведь известно, намекают жители какого-нибудь Тахова или Табора, кто и как составляет эти самые рейтинги.
Особо идейные пиволюбы объединяются в общественные организации. Например, в Праге есть Клуб домашнего приготовления пива, который периодически проводит пленарные заседания. Собравшись в пивной, его члены делятся опытом, дегустируют и бурно обсуждают продукцию друг друга, слушают приглашенных лекторов - профессиональных пивоваров. А недавно был образован общенациональный Клуб любительниц пива, идеология которого носит ярко выраженный феминистский характер. Одно из направлений деятельности "пиваржек" (производное от pivar - любитель пива) - пропаганда методики похудения с помощью пивной диеты.
А национальный Союз пивоваров, поддержанный правительством, озаботился в последние месяцы тем, чтобы чешское пиво как самобытный национальный продукт не потерялось на экономических, географических и правовых просторах Евросоюза, членом которого республика является с 1 мая прошлого года. В результате многих и нелегких дискуссий выработано точное определение понятия "чешское пиво", в которое входит точное описание его традиционных ингредиентов, технологии изготовления, очерчивается география его производителей, главные традиции, а также, естественно, вкус, цвет и иные качества этого напитка. Соответствующий документ только что внесен для рассмотрения в органы ЕС, который, как ожидается, придаст знаменитому чешскому напитку весомый правовой статус.
http://www.kommersant.ru