Исследование группы немецких ученых показало, что начиная уже с четырехмесячного возраста, дети способны различать грамматические особенности незнакомого для них языка.
Ангеле Фридерици и ее коллегам из «Института человеческой когнитивности им. Макса Планка» удалось обнаружить, что мозг младенцев менее чем за пятнадцать минут запоминает грамматические связи между отдельными элементами предложения и начинает реагировать на их нарушение.
То, что в детском возрасте люди обладают повышенной способностью к изучению языков, не является тайной. Ученым и родителям давно известно, что дети очень быстро запоминают незнакомые слова и усваивают правильное соотношение между ними. Однако ранее считалось, что эта способность появляется только к полуторагодовалому возрасту.
Немецкие ученые усомнились в этом факте и заставили слушать иностранную речь четырехмесячных детей. В качестве иностранного языка для немецких детей был выбран итальянский. Проверялись две грамматические конструкции. В первом предложении использовалась связка глагола «puт» (мочь) с глаголом, имеющим инфинитивное окончание «are». В качестве примера фразы с таким сочетанием можно привести предложение «Il fratellо puт cantare» – «Брат может петь». Во втором предложении использовалась связка вспомогательного глагола «sta» (есть) и герундия «ando». «La sorellа sta cantаndo» – «Сестра поёт».
Сначала младенцы в течение 3-х минут прослушивали правильные фразы, затем для них звучала смесь правильных и неправильных предложений. Подобный цикл был повторен четыре раза. К четвертому повторению дети начинали соображать, что «puт» с «аre» и «sta» с «аndo» должны находиться вместе. Весь эффект обучения длился 15 минут.
Реакция детей определялась с помощью электроэнцефалограммы, которая ясно показывала различие реакции детского мозга на правильное и неправильное звучание фраз.
Госпожа Фридерици так прокомментировала результаты исследования. «Дети способны распознавать и обобщать языковые закономерности задолго до того, как они начинают понимать смысл сказанного».
Исследование показало различие в восприятии языковых закономерностей детей и взрослых. Мозг ребенка реагирует на повторяющиеся элементы в фразах и запоминает их за очень короткое время. Главную роль здесь играет фонетика. Взрослые же при изучении новых языков больше сосредотачиваются на семантике.