Девятнадцатый "Кинотавр" плавно подошел к середине, и образ российского кино более или менее вырисовывается. Иногда он мил и позитивен – как в случае с известной по "Питер FM" Оксаной Бычковой и ее новой картиной "Плюс один", иногда невероятно искренен – как фильм Михаила Косырева "Океан", порой вызывающе необычен, как "Нирвана" Игоря Волошина, а иногда просто ужасен, как лента Александра Мельника "Новая Земля", которую, пожалуй, можно называть самым сильным потрясением "Кинотавра".Девятнадцатый "Кинотавр" плавно подошел к середине, и образ российского кино более или менее вырисовывается. Иногда он мил и позитивен – как в случае с известной по "Питер FM" Оксаной Бычковой и ее новой картиной "Плюс один", иногда невероятно искренен – как фильм Михаила Косырева "Океан", порой вызывающе необычен, как "Нирвана" Игоря Волошина, а иногда просто ужасен, как лента Александра Мельника "Новая Земля", которую, пожалуй, можно называть самым сильным потрясением "Кинотавра".
Шокировал сам факт попадания этого "шедевра" в конкурсную программу столь качественного фестиваля. Пятидесятилетний дебютант Александр Мельник, до сего дня занимавшийся общественной деятельностью и к кино имевший отношение весьма опосредованное, залил экран таким количеством крови, что некоторых особо впечатлительных дам ночью мучили кошмары. Странно, что они столь серьезно отнеслись к этому скучному, похожему на примитивную компьютерную игру фильму. Странно также, что человек, который называет себя православным христианином, столь нарочито пытается напугать зрителя каннибализмом, разного рода членовредительством, намекая при этом на заложенный в картине глубокий философский смысл. Собственно, в придуманной сценаристом Арифом Алиевым истории о том, как осужденным на пожизненное заключение преступникам в качестве эксперимента дают возможность начать новую жизнь в тяжелых условиях Крайнего Севера и какие при этом с ними происходят метаморфозы, этот смысл, наверняка, был, и если бы за ее экранизацию взялся более опытный режиссер, он, быть может, даже остался бы. Но в случае же с Мельником, получилась просто страшилка с претензией. Положение не спасла даже харизма исполнителя главной роли Константина Лавроненко. Так что у автора этих строк со сном было все в порядке - я заснула прямо в середине сеанса.
Помимо непосредственно конкурса, на "Кинотавре", как водится, презентуют самые громкие проекты будущего года. К таким, безусловно, относится "Обитаемый остров" Федора Бондарчука. У экранизации романа братьев Стругацких с грандиозным для российского кино бюджетом в $26,5 млн, есть все шансы порадовать и зрителей, и прокатчиков: эпизоды, показанные на фестивале, заметно впечатлили и тех, и других. А десять миллионов, обещанные продюсером Александром Роднянским на продвижение картины, сразили окончательно. Впрочем, то, что экономить на данной статье расходов не будут, стало ясно еще за два дня до презентации, когда на сочинском пляже начали воздвигать специальный просмотровый зал, где, собственно, и прошла презентация фильма.
Мероприятие вызвало небывалый ажиотаж с сопутствующей давкой у входа и выпрашиванием лишнего пригласительного. Зрителей концептуально запускали в полной темноте, а на входе выдавали плащи, в которых каждый и присутствующих мог почувствовать себя обитателем фантастической планеты Саракш, где разворачивается действие "Обитаемого острова". Вместе с Бондарчуком и Роднянским на сцену поднялись второй продюсер Сергей Мелькумов, фантасты Марина и Сергей Дьяченко, написавшие вместе с Эдуардом Володарским сценарий по роману Стругацких, и актеры Анна Михалкова и Сергей Гармаш. Помимо них, в фильме снялись Алексей Серебряков, Андрей Мерзликин, Гоша Куценко, Михаил Евланов и сам Федор Бондарчук, а главную роль – жителя Земли Максима, в результате космической катастрофы заброшенного на Саракш, исполнил дебютант Василий Степанов, красивый, как Аполлон и, судя по всему, везучий – после участия в подобном проекте он наверняка будет нарасхват. "Обитаемый остров" будет состоять из двух частей – первая выйдет в феврале 2009 г., а вторая через восемь месяцев. Так что весь следующий год будет посвящен братьям Стругацким и Федору Бондарчуку.
Но не только – будут и другие любопытные проекты. Одним из них станет фильм Валерия Тодоровского "Стиляги", релиз которого планируется на осень. По этому поводу прокатчик картины – компания "Централ Партнершип" - закатил грандиозную вечеринку в одном из модных сочинских клубов. С восьми вечера, вызывая любопытные взгляды окружающих, на набережную вышли стильные парочки: девушки в пышных платьях с "бабеттами" и юноши в брюках-дудочках и с "коками" на головах. Приглашенные выстроились в километровую очередь перед входом, а любители поглазеть на звезд оцепили со всех сторон клуб, внутри которого царило бурное веселье. Подогретые виски с яблочным соком гости лихо отплясывали под группу "Браво". Затем продюсер картины Леонид Ярмольник пригласил на сцену Оксану Акиньшину и Сергея Гармаша (актер снялся и в этой картине, и, кстати, еще в одной из конкурсных – фильме Андрея Либенсона "Тот, кто гасит свет"), музыкального продюсера картины Константина Меладзе и посетовал на отсутствие Валерия Тодоровского, слегшего с воспалением легких. И, наконец, гостям презентации продемонстрировали несколько готовых кусков из "нового русского мюзикла", и это было невероятно любопытное зрелище. Как можно было понять из увиденного, "Стиляги" вовсе не ограничиваются мелодиями 60-х, а музыкально "осмысливают" многие вещи, происходящие в стране за последние пятьдесят лет.
После официальной части гости совсем расслабились – веселье продолжалось до четырех утра, и многие из гостей очень потом жалели, что не задержались подольше – спешили на эксклюзивный показ "Секса в большом городе", еще одно из самых ожидаемых событий Кинотавра и кинорынка. Увы, для многих, и лично для меня, оно стало одним из самых больших разочарований: высосанный из пальца сюжет, слащавость, почти полное отсутствие юмора – в общем, как это часто бывает, "большая" версия суперпопулярного сериала проиграла ему по всем статьям. Очень жаль, что в данном случае классного секса не получилось!