Гранильщик бриллиантов Роже Вадим

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>
Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. iРоже Вадим/i

О, это был настоящий денди! Сын русского аристократа и французской актрисы, настоящий герой своего времени. Журналист, ради собственного удовольствия писавший в лучшие парижские издания. Поэт, легко рождавший рифмы, как всякая высокоодаренная личность. Писатель — а кто же, как не он сам, мог поведать о буйстве и многообразии жизни, окружавшей его? Режиссер, подобно Пигмалиону, вдыхающий жизнь и шарм в своих прекрасных женщин. Роже Вадим…

Актер — поддавшись сиюминутному порыву, этот баловень судьбы легко попал на актерский курс, о котором другие, не менее талантливые его современники, могли только мечтать. Бунтарь, во время оккупации читавший по кабаре запрещенные стихи, снимавший новое, часто скандальное кино. Интеллектуал, еще юношей получивший признание в тесном кругу французской культурной элиты. Любимец женщин — на его счету пять браков, четверо детей. Он шокировал, эпатировал, влюблял, удивлял — с непревзойденным изяществом и невозмутимой усмешкой на губах.

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>

Безоблачное детство, проведенное между Парижем, Каиром и Стамбулом, богемная юность в восторженном и бесшабашном кружке интеллектуальной элиты Латинского квартала, безмятежные каникулы среди залитых солнцем лугов Прованса, — кажется, весь мир вокруг него создан только для радости и блаженства! Единственного сына вице-консула Франции в Египте, наследника русского аристократического рода Роже Владимира Племянникова, несомненно, ждет блестящее будущее.

И вдруг — война. Оккупация. Террор. Этот период он назовет величайшим надрывом в своей жизни, перевернувшим все жизненные ценности, научившим его, изнеженного и избалованного судьбой юношу, бороться и выживать вопреки обстоятельствам, улыбаться вопреки страданиям, творить вопреки разрушениям и боли, находить себя среди растерянности и хаоса, помогать другим вопреки опасностям и риску. Ничего не принимая слишком всерьез, ценить каждую минуту своей жизни. Конечно, он мог бы уехать к отцу на теплый юг и переждать невзгоды. Но Вадим не был бы Вадимом, если бы бежал от опасности. Читать патриотические стихи партизанам Сопротивления, укрывать от фашистов восставших в Нанси матросов, переправлять в Швейцарию еврейских детей, действовать, а не ждать, быть в гуще событий — вот его жизнь, вот его стиль. Надеяться на себя и верить в свою звезду, ведь кто не рискует, тот не пьет шампанского!

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>

Судьба

Будучи всесторонне развитым и получившим прекрасное образование молодым человеком, по окончании войны он мог бы выбрать для себя любое, самое престижное поприще. Но звезда и порыв, а также, возможно, наследственность (мама до замужества была актрисой) толкают юного Племянникова в объятия Мельпомены. Из 48 кандидатов, мечтавших поступить на актерский курс к известному актеру, режиссеру и педагогу Шарлю Дюллену, воспитавшему немало талантливых актеров того времени, конкурс прошли только двое. Это были Исер Менгель, позже ставший всемирно известным мимом Марселем Марсо, и наш герой. Однако театральные подмостки недолго занимают его воображение, и Вадим склоняется к литературе, пишет небольшой роман, который представляет на суд своему старому приятелю — писателю Андре Жиду. Роман не понравился, но Жид предлагает Вадиму попробовать себя в кино и знакомит его с кинорежиссером Марком Аллегре, дружба и сотрудничество с которым стали весьма плодотворными для обоих. Вадим пишет сценарии и ассистирует Аллегре на съемках, набираясь опыта и все больше увлекаясь новым для него делом.

Б. Б.

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>

Она появляется в его жизни, сама того не ведая. 10 января 1951 года 16-летняя прекрасная незнакомка появляется на обложке журнала «Пари Матч». Дерзкая и свободная, дышащая свежестью и жизнелюбием, никому не известная юная красотка олицетворяет собой новое французское поколение и сражает Вадима с первого взгляда. Денди влюбляется в девушку с обложки! Имя ее нигде не указано, и наш Ромео бросается в редакцию журнала, полный решимости отыскать свою избранницу, чего бы ему это ни стоило. Большого труда, чтобы найти красотку, не потребовалось, так как юная модель редакторам понравилась, и готовились к выпуску ее новые фото.

Девушку зовут Брижит Бардо, она мила, непосредственна и полностью оправдывает ожидания Вадима. Они быстро находят общий язык и становятся друзьями, им легко и хорошо вдвоем, и в один прекрасный день Брижит понимает, что просто не может жить без своего Вава. Вадим просит ее руки, но отец девушки, человек расчетливый и разумный, отказывается выдавать ее замуж до тех пор, пока Вадим не обретет стабильный заработок. Нет ничего проще! Он тут же поступает в «Пари Матч» репортером. 19 декабря 1952 года они поженились. Брижит была счастлива. Выйдя из мэрии, она бросилась на шею своему дорогому супругу и, сияя, прошептала: «Как же давно я мечтала стать мадам Племянников!»

Начало супружеской жизни было скромным, в небольшой съемной квартирке, и жизнь эта мирно текла между редакцией и съемочными площадками. Брижит с радостью во всем помогала мужу, разбирала бумаги, варила кофе. Но вовсе не это было в планах Вадима.

Он не переставал восхищаться изяществом, непринужденностью, естественной красотой Брижит, но понимал, что этот бриллиант требует искусной огранки и достойной оправы.

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>

Природная шатенка, с легкой руки мужа она становится блондинкой, а Вадим искусно формирует вокруг нее атмосферу, полную вдохновения, в которой взрастает и формируется Брижит Бардо — актриса и самая прекрасная женщина Франции.

Рождающийся образ наполняет создателя вдохновением, и когда наконец приходит время открыть миру новую звезду, Вадим снимает свой первый фильм.

Он носит название «И Бог создал женщину» и выходит на экраны в 1956 году, произведя эффект разорвавшейся бомбы. Сильный и свежий, с прекрасной героиней — юной и дерзкой, свободной, полной природной грации и поистине магнетического обаяния. Фильм хвалили за искренность и новизну, ругали за свободу нравов, но место в истории кино ему было обеспечено. И, кроме того, мир узнал Б. Б. Роже Вадим содействует расцвету ее таланта, помогая ей оставаться самой собой, с ее легкостью, жаждой жизни и неповторимым теплым очарованием.

Еще несколько совместных фильмов, укрепивших Брижит как актрису, и они расстаются друзьями. Миссия выполнена, звезда зажжена, отношения исчерпаны до дна.

Обоим пришло время идти дальше.

Аннет Стройберг

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>

Говорят, она приехала из Дании практически без багажа только для того, чтобы познакомиться с Роже Вадимом. Потрясающей красоты блондинка, похожая на Б. Б. К тому же скандинавки в моде, а Роже Вадим холост и ищет новую Галатею. Продав единственное вечернее платье, она купила Вадиму подарок, чем покорила его.

Расчет был верен, и Пигмалион берется за дело. Именно с Аннет он снимает свой лучший, по мнению критиков, фильм — экранизацию романа де Лакло «Опасные связи». В роли Вальмонта — Жерар Филипп, Аннет играет целомудренную мадам де Турвель, соблазненную Вальмонтом и впавшую в тихое безумие. Еще один фильм — «Умереть от удовольствия» — история, полная китча и эпатажа, с двумя прекрасными женщинами и странной историей про вампиров, взбудоражил публику, но не оправдал надежд режиссера. К тому же Аннет не была выдающейся актрисой, учиться ничему не хотела и избавляться от датского акцента не собиралась. Так что дальнейшая творческая жизнь с ней не сулила ничего интересного. В такой ситуации даже рождение дочери, Натали, не смогло отсрочить их развода.

Катрин Денев

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>

Ей не было и 17, когда старшая сестра Катрин, к тому времени уже популярная актриса Франсуаза Дорлеак, познакомила их на вечеринке в парижском клубе. Катрин Дорлеак уже сделала свои первые шаги в кино, но они были не слишком успешными, она всегда оставалась в тени старшей сестры, красивой и популярной, которая, кстати, погибла в автокатастрофе в возрасте 25 лет…

В то время юная Катрин была шатенкой и уверяла всех, что не хочет быть актрисой. А Вадим был успешен, обаятелен и экзотичен — как-никак, русский аристократ!

«Это был удар молнии. Вадим научил меня быть женщиной, личностью и жить в счастье», — признавалась Катрин.

Он увидел в ней обаяние, талант и особую искру, которую когда-то рассмотрел в Бардо. И, конечно, не устоял перед открывающейся головокружительной перспективой.

«У меня огромные планы, связанные с Катрин, она вдохновляет меня так же, как Брижит. Уроки драматического искусства бесполезны. Актеров должны учить не методы и приемы, а инстинкт. И начинать надо с самого юного возраста. Но для этого им нужно посвящать все свое время. Так что лучше быть еще и влюбленным. Я хотел бы находиться 24 часа в сутки с девушкой, которую я выбрал, чтобы ее сформировать. Когда проводишь вместе ночь и утро и продолжаешь беседу за завтраком».

Он учит ее ходить, говорить, одеваться, обуваться. Делает ее блондинкой. Будит в ней женственность, раскрывает ее глубину.

Она попала в надежные руки, говорили о Катрин Дорлеак в 1960-х. Если бы не Вава... Если бы не Вава, не было бы звезды «Шербурских зонтиков», всемирно известной, глубокой и прекрасной актрисы Катрин Денев, которая до сих пор владеет сердцами своих зрителей и не устает удивлять и восхищать.

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>

«Для Катрин я был катализатором. Она быстро добилась успеха, но она стала бы Денев так или иначе».

Их узы крепнут, восемнадцатилетняя Катрин дарит Роже сына Кристиана, и пара уже планирует свадьбу на Таити, когда в их номере раздается телефонный звонок, и разъяренная Аннет требует разорвать помолвку, угрожая тем, что навсегда запретит Вадиму видеться с дочерью. Все, наверное, можно было бы уладить, но волевой и гордый нрав Катрин не позволил ей остаться рядом с женатым мужчиной. Она пытается уйти, и, пусть и не сразу, но разрыв неизбежен.

Вадим обескуражен, Катрин задета до глубины души, еще долгое время после этого она играет только холодных и неприступных красавиц.

«Катрин взяла манеру недотроги. Я уважаю ее мнение, но не разделяю его. Если человек хочет полной скрытности, он не выбирает профессию актера», — считает Вадим.

Однако жизнь берет свое. Новые фильмы, новые идеи, новые открытия, новая любовь.

Джейн Фонда

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>

На съемках фильма «Рондо» в 1964 году его ждет новый удар молнии — дочь легендарного американского актера Генри Фонда, приехавшая покорять Европу красотка Джейн.

Они впервые встретились в легендарном ресторане «Максим». «Я обратил внимание на Джейн только потому, что она пришла с моим другом Кристианом Марканом. Она была похожа на хорошо воспитанную девушку из скучных американских фильмов».

В следующий раз они встречаются через несколько лет, и сперва Вадим не питает особых надежд. «Я флиртовал с ней, надеясь, что это излечит меня от Катрин — вспоминал он. — Джейн была слишком американкой, чтобы всерьез заинтересовать меня». Все решилось через несколько дней на киностудии «Эпине». Кто-то сказал Джейн, что Роже Вадим пьет кофе в студийном баре. Накинув плащ поверх ночной рубашки, в которой она снималась, Джейн появилась перед Вадимом. И тот не устоял.

Слишком разные: она, несмотря на легкомысленный имидж, — американская пуританка, он, несмотря на солидную внешность, — французский гедонист. Но Джейн обожает Вадима, хочет от него детей, и они женятся в 1965 году в Лас-Вегасе.

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>

Вадима привлекли в Джейн Фонде совсем не те достоинства, которые признают в ней сегодня: политическую смелость, дар лидера, успехи в кино и в делах. Его восхищала в актрисе ее уязвимость, скрытая под маской силы и веры в себя, его притягивали ее лицо и то, что они очень подходили друг другу. Снимать ее, признавался Вадим Роже, было истинным удовольствием: она была внимательна к указаниям режиссера, старательна, пунктуальна. У нее была прекрасная профессиональная подготовка. Все усилия Вадима-режиссера свелись к тому, чтобы придать ей уверенности в ее внешних данных и в том, что она — незаурядная, глубокая личность.

«Я отвожу себе скромную роль гранильщика бриллиантов, — говорил позже Вадим. — Думаю, что делал это удачно. Судите сами: для образа Марианны, символа Франции, бюсты которой украшают все мэрии страны, французы выбрали за послевоенную историю двух моих женщин — вначале Бардо, а потом Денев».

Джейн Фонда становится музой Вадима, дарит ему дочь. Восемь лет брака с ней он позже назовет самыми счастливыми в своей жизни, не забыв любовно съязвить, что хозяйкой Джейн все-таки оказалась неважной. Зато она воплотила на экране образ обворожительной Барбареллы в экранизации знаменитого во Франции фэнтези-комикса — образ девушки-героини, девушки-мечты в футуристической сказке. «Барбарелла» в мгновение ока стала всенародно любимым фильмом благодаря своей легкости, яркости, юмору и красоте. А вот критики фильм невзлюбили, назвав его и слишком китчевым, и бесстыдным, и безвкусным.

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>

Зато героиней киноновеллы «Три шага в бреду», одним из режиссеров которого, наряду с Феллини, был Роже Вадим, Фонда действительно вошла в историю европейского кино.

В конце шестидесятых Джейн увлеклась феминизмом и начала активно участвовать в политической борьбе, что отдалило ее от Вадима и положило конец их отношениям.

Катрин Шнейдер

После развода с Джейн Вадим снимает мало, он опустошен и хочет покоя. Очередной его избранницей становится немка Катрин Шнейдер, светская львица и наследница одного из крупнейших состояний в Европе, с которой Вадим проводит три года. За это время у них рождается сын Ваня, но, понятно, о творчестве в этом союзе речь не идет, и он быстро распадается.

Вадим начинает снимать телефильмы и пишет книгу воспоминаний «От звезды к звезде», в которой с тонким юмором, подкупающей откровенностью и неизменной любовью описывает свои отношения с бывшими супругами. Не все в его повествовании нравится бывшим женам. Катрин Денев и Джейн Фонда затевают скандал вокруг издания, что в коммерческом плане идет ему только на пользу, да и отношения между ними, найдя необходимый эмоциональный выплеск, в конце концов улаживаются.

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>

«Мне тысячу раз говорили, что я должен снять фильм со всеми своими бывшими женами. Мысль увлекательная, но вряд ли осуществимая. Однако все эти богини в апогее славы оказались однажды на одной съемочной площадке. Я только познакомился с Джейн Фонда и снимал на студии «Сен-Морис» «Карусель». Демонстрируя Сержу Маркану, как надо выскакивать из окна, я сломал себе ключицу. Находившаяся проездом в Париже Аннет Стройберг заехала поздороваться и стала свидетельницей происшествия. Из своей артистической прибежала Джейн. Пока ждали «скорую», обе женщины, как могли, поддерживали и ободряли меня. Оказалось, что в соседнем павильоне репетировала Катрин Денев. Узнав о моем падении, она пришла узнать, что со мной. Когда приехала карета «скорой помощи», Джейн, Катрин и Аннет сели в нее вместе со мной. В эту минуту во двор студии въехала Брижит Бардо. Случается же такое!

Сторож попросил Брижит посторониться, чтобы пропустить «скорую», и назвал мое имя. Перепуганная, она выскочила из машины и тоже села в «скорую».

Я смотрел на взволнованные лица четырех женщин, склонившихся надо мной, и, несмотря на адскую боль в плече, не смог отказать себе в удовольствии оценить пикантность ситуации.

– Он совсем зеленый, — заметила Брижит.

– Для марсианина дело нормальное, — пояснила Катрин.

Посмотрев друг на друга, Брижит, Аннет, Катрин и Джейн дружно расхохотались».

Мари-Кристин Барро

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>

Свою последнюю любовь Вадим встретил в 1990 году, это актриса Мари-Кристин Барро. Вадиму уже 63, и он, не изменяя себе, сперва ставит спектакль для своей избранницы, а только потом женится на ней. Мари бесконечно внимательна к нему, балует его и заботится о нем, умеет сохранить прекрасные отношения с его бывшими женами и их детьми, тем более что двоих из них — Ванессу от Джейн Фонда и Натали от Аннет Стройберг — он воспитывал практически самостоятельно.

«Она первая, кто согласился с основополагающим принципом моей жизни: никогда не портить пустыми ссорами главное в жизни. За эти годы мы ни разу не ссорились. Сейчас один из прекраснейших периодов моей жизни. Полнейшее сходство взглядов. Такое счастье до сих пор я знавал лишь по крохам».

Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа. <i>Роже Вадим</i>

Им хорошо вдвоем, их дни наполнены радостью и заботой друг о друге, совместные проекты и семейная жизнь обретают гармонию и приносят то теплое и совершенное удовольствие, которое могут дарить друг другу только действительно близкие люди.

«Таинство любви двух зрелых людей — в умении оставаться детьми, — считал Вадим. — Никогда не уходить из детства — вот наипрекраснейшая форма зрелости… Если по взгляду человека я чувствую, что нравлюсь ему, то старение перестает меня тревожить…»

Роже Вадим ушел из жизни 11 февраля 2000 года, и в последний путь его провожали все его женщины, дети и внуки. Для всех он остался любимым и близким другом, партнером, человеком...

Мария СМИРНОВА


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: