«Человек таков, каково его представление о счастье».
В. Жуковский.
9 февраля 1783 года, в Тульской области, в селе Мишенское, в семье помещика Афанасия Ивановича Бунина, от пленной турчанки, появился незаконнорожденный сын. Фамилию и отчество новорожденному дал, по просьбе Бунина, крестный отец, бедный дворянин Андрей Григорьевич Жуковский. Крестной матерью стала одна их дочерей Афанасия Ивановича Бунина.
У Буниных было 11 детей, но в тот год 6 из них умерли и среди них единственный сын. Жена Афанасия Ивановича, в память о сыне, решила взять мальчика в семью и вырастить, как своего ребенка.
Василий (все звали его Базиль) рос красивым, послушным мальчиком, и вскоре стал любимцем всей семьи. И все было бы хорошо, если б не положение его матери в этой семье. Вроде бы она была всеми обласкана, а получается - и не служанка, но и не госпожа. И это больно задевало мальчика, до конца жизни он не забывал о своем положении, да и окружающие не раз напоминали ему об этом.
Учился Василий Жуковский сначала плохо, в 11 лет его даже выгнали из тульского народного училища. После этого он попал в семью сводной сестры, своей крестной матери. Теперь его жизнь протекала в окружении девочек, наверное, поэтому он вырос романтиком с сердечной и чувствительной душой.
Продолжал Василий свое образование в московском университетском благородном пансионе. Именно здесь состоялся дебют его первых литературных произведений. Вскоре он стал печататься и приобрел известность. В 1809 году он уже редактировал в Москве журнал «Вестник Европы», но совсем недолго. Уже через год молодой человек уехал в деревню, чтобы целиком посвятить себя литературному творчеству.
В окружении природы Василий Жуковский жил тихой размеренной деревенской жизнью. Здесь же проживали две его племянницы, с которыми он занимался, и в старшую, из которых, юноша влюбился.
Машенька (Мария Протасова) была для Василия всем: и музой, и светом, и жизнью. Жуковский попросил руки Марии, но ее мать отказала молодому человеку, сказав, что он является для девушки слишком близкой родней. И Василий был вынужден с ней согласиться.
В это время шла война с Францией, и Жуковский ушел на фронт. Но в конце 1812 года он тяжело заболел тифом, чудом выжил, и в 1813 году вышел в отставку. После этого он во второй раз попросил руки Машеньки Протасовой и теперь уже получил категорический отказ.
У него было два выхода: или увезти свою возлюбленную без благословения родителей, или написать прошение императору на разрешение их брака. Но Жуковский так и не решился, ни на один из них. Ради своей любви он отказался от женитьбы вообще и берег репутацию своей Машеньки как святыню, как драгоценность.
И Мария Протасова, несмотря на то, что по настоянию матери вышла замуж за профессора хирургии Дерптского университета Мойера, тоже продолжала страстно любить своего Базиля. Не помог ей излечиться от этой любви и родившийся в барке ребенок. Грусти и тоске молодой женщины не было предела, она стала болеть, похудела, а весной 1823 года Машенька умерла.
Василий Жуковский тяжело перенос смерть любимой женщины, и без того не слишком общительный, он замкнулся в себе и перестал выходить в свет.
К этому времени Василий Андреевич, уже был приближен к царской семье, став учителем невесты великого князя Николая. Да и известность Жуковского, как поэта, росла с каждым днем. В 1824 году он был назначен наставником шестилетнего великого князя Александра Николаевича, Эта работа увлекла Жуковского, и он всю душу отдал воспитанию будущего Александра II.
В 1826 году Василий Андреевич Жуковский тяжело заболел. Получив отпуск, он уехал на лечение в Эмс, в Германию, где познакомился и подружился с бывшим русским гусарским офицером Г. Гейтерном. В следующий свой отпуск Жуковский навестил семью своего нового друга. Когда он уже прощался, к нему на шею бросилась тринадцатилетняя дочь Гейтерна. Это стало большой неожиданностью, хотя и было очень приятно для Василия Андреевича.
За последующие семь лет Жуковский с наследником престола объехал всю Россию, а затем и Европу, а в 1841 году образование будущего императора было завершено. Во время путешествия по Европе, Василий Андреевич вновь посетил семью старого друга и встретился с его уже повзрослевшей дочерью Элиз. Вспыхнувшая любовь уже немолодого поэта не осталась безответной. И тогда Жуковский переезжает в Германию, делает предложение Элиз и получает согласие и благословение отца девушки.
Уладив все дела в Петербурге, в мае 1841 года, в Штутгарте, в посольстве, в русской церкви, в возрасте 57 лет, Василий Жуковский венчается с девятнадцатилетней Элиз. Со своей молодой красавицей женой Василий Андреевич прожил 11 счастливых лет. В эти годы он много писал.
К концу жизни Жуковский стал слепнуть, последним произведением уже слепого поэта стала элегия «Царскосельский лебедь», продиктованная камердинеру, так как сам поэт не мог писать.
12 апреля 1852 года Василия Андреевича Жуковского не стало. Сначала его похоронили в Баден-Бадене, но уже в августе, его останки перевезли в Петербург и захоронили рядом с могилой Карамзина.
Минувших дней очарованье,
Зачем опять воскресло ты?
Кто разбудил воспоминанье
И замолчавшие мечты?
Шепнул душе привет бывалый
Душе блеснул знакомый взор
И зримо ей в минуту стало
Незримое с давнишних пор.
О милый гость, святое Прежде,
Зачем в мою теснишься грудь?
Могу ль сказать: живи надежде?
Скажу ль тому, что было: будь?
Могу ль узреть во блеске новом
Мечты увядшей красоту?
Могу ль опять одеть покровом
Знакомой жизни наготу?
Зачем душа в тот край стремится
Где были дни, каких уж нет?
Пустынный край не населится,
Не узрит он минувших лет
Там есть один жилец безгласный,
Свидетель милой старины
Там вместе с ним все дни прекрасны
В единый гроб положены.
Июль-ноябрь 1818
Огромное значение в прижизненной и посмертной славе Василия Жуковского имели песни и романсы на его стихи. В 1832 году вышел альбом "Баллады и романсы В.А. Жуковского", положенные на музыку для фортепиано А.А. Плещеевым, получивший широкое распространение в домашнем музицировании.
Но ко времени выхода альбома уже появилось более десяти романсов А.А. Алябьева, романсы А.Н. Верстовского, М.Ю. Виельгорского, М.И. Глинки, Феофила Толстого, А.С. Даргомыжского и других композиторов-современников. "Прошли, прошли вы, дни очарованья", "Кольцо души-девицы" Жуковского - Алябьева, "Вихрем бедствия гонимый", "Голос с того света", "Ночной смотр" Жуковского - Глинки были такими же важными вехами в истории русской культуры, как "Черная шаль" Пушкина - Верстовского, "Соловей" Дельвига - Алябьева, "Не искушай меня без нужды" Баратынского - Глинки.
А "Молитва Русского народа", созданная Василием Жуковским в 1813 году, стала официальным гимном Российской империи.