Будучи в Сингапуре, нельзя не посетить Чайнатаун, а будучи в Чайнатауне, нельзя не посетить индуистский храм Шри Мариамман (Sri Mariamman Temple), расположенный в центре старого китайского квартала. Это особое место на карте Сингапура. Шри Мариамман - самый старый индийский храм на острове, он ненамного моложе самого города. Первое, еще деревянное здание было построено в 1827 г. выходцем из Индии Нарайаной Пиллаи (Narayana Pillay), который прибыл на Сингапур вместе с основателем города - лордом Стамфордом Рафлзом (Sir Stamford Raffles).
Нарайана Пиллаи служил в Британской Ост-Индской компании, но через некоторое время организовал собственное дело. Только что основанный Сингапур, молодой порт на пересечении оживленных торговых путей, бурно рос, что открывало перед новыми бизнесменами широкие возможности. Нарайна Пиллаи быстро сколотил состояние, сделавшись первым на острове производителем кирпича, крупнейшим строительным подрядчиком и торговцем хлопчатобумажными изделиями. В 1823 году он приобрел участок, на котором вскоре был возведен храм.
Выбор пал на данное место благодаря близости источника воды, необходимой для совершения индуистских ритуалов. Существующее кирпичное здание возведено в 1843 г. мадрасскими мастерами, но в дальнейшем, в течение более чем столетия, храм многократно достраивался и украшался, пока в 60-х годах ХХ века не приобрел нынешний облик, восходящий к традиционной дравидской архитектуре Южной Индии.
Богиня Мариамман, богиня-мать, весьма популярна среди индийского населения Сингапура и считается защитницей от болезней и эпидемий, которые были нередки в прошлом. Она дает жизнь, пропитание и защиту, и подобно другим индийским богам предстает во многих обличиях и под разными именами: Деви, Шакти, Раджесвари…
В храме вы встретите многочисленные фрески, где Мать Амман воплощается в грозную многорукую богиню Кали, побеждающую зло. Культ Мариамман насчитывает около четырех тысячелетий и особенно распространен в дравидских районах Индии, откуда происходит большая часть индийского населения Сингапура.
Первое, что вы увидите, приближаясь к храму - пятиярусная надвратная башня "гопурам"(gopuram), изукрашенная множеством красочных скульптурных изображений богов, богинь и экзотических чудовищ.
Когда-то, пока вокруг не было новых высоких зданий, она была видна издалека, и верующие могли совершать молитву на расстоянии. Но сегодня, чтобы увидеть башню, нужно подойти поближе. В основании башни - большие деревянные врата, ведущие внутрь храма. Над ними вы увидите связки тропических фруктов, символизирующих чистоту и гостеприимство.
Прежде, чем войти, позвоните в колокольчик, чтобы предупредить богов о своем прибытии. Уходя нужно позвонить вновь, чтобы "попрощаться" с божествами. Говорят, от этого сбываются желания.
Храм радушно принимает посетителей, уважающих его правила и обычаи. Сразу за дверью вы попадете в помещение, где верующие совершают ритуал очищения. Здесь служитель напомнит вам о необходимости снять обувь.
От ворот и башни-гопурама вы пройдете сквозь череду аркад со сводами, расписанными замысловатыми фресками, к массивным дверям. За ними главный алтарь, куда доступ для посетителей закрыт. Основное пространство южноиндийского храма носит странное для русского уха название "мандапа". В его боковых галереях вы увидите красочные фигуры главных индийских богов в разнообразных воплощениях. Верующие, совершая перед ними молитву, окропляют себя водой. Между колоннами мандапы можно увидеть два открытых двора, окруженных стеной и постройками с разноцветными богато украшенными фигурами сводами. На стенах храма - многочисленные изваяния священных белых коров, на которых, согласно преданию, ездит Мариамман.
В октябре проводится ежегодный праздник Тимити (Thimithi), совершаемый в честь богини Драупади (Draupadi). Драупади - главная героиня древнеиндийского эпоса "Махабхарата". По преданию, она доказала свою верность и невинность, пройдя босиком по раскаленным углям. В память об этом событии тысячи индусов ежегодно приходят в храм, чтобы повторить подвиг богини, очиститься и искупить грехи. Количество зрителей обычно превышает число участников ритуала в несколько раз.
Праздник начинается в 2 часа дня у другого храма - Шри Шриниваса Перумал (Sri Srinivasa Perumal) в районе Маленькая Индия, откуда громадная процессия, возглавляемая священником, следует к храму Шри Мариамман. Там в определенном месте заранее снимают дерн и подготавливают и наполняют поленьями яму примерно трехметровой длины. Дрова поджигают, и, когда они превращаются в угли, священник первым пересекает яму, а за ним следуют одетые в желтые одежды верующие. Затем они проходят через емкость с козьим молоком и натирают ступни порошком из желтого тропического имбиря - куркумы. В результате земля местами окрашивается в желтый цвет. К церемонии допускаются только мужчины. Считается, что огонь не причинит вреда тем, кто соблюдает пост, воздерживается от мирских наслаждений и тверд в вере. Чтобы пройти испытание успешно, участники тщательно готовятся, однако случается, что несколько верующих среди нескольких тысяч получают ожоги.