Вампир высшей пробы

Дикие Хозяйки

Впусти меня (Lat den ratte komma in)
Швеция, 2008
Режиссер: Томас Альфредсон
В ролях: Коре Хедебрант, Лина Леандерссон, Пер Рагнар, Хенрик Дал, Карин Бергквист
В прокате с 29 январяДвадцать две победы на международных фестивалях по всему миру обеспечили этому фильму столь обширную прессу, что влиться в этот поток каким-то оригинальным способом довольно трудно. Остается лишь констатировать: мы редко смотрим шведское кино, но то, что привозят в последнее время наши друзья из компании "Кино без границ" (кстати, базирующейся в шведском Гетеборге), – самой высшей пробы. Не так давно зрители видели артхаусный шедевр знаменитого Роя Андерсона "Ты живущий"

теперь они могут посмотреть сделанную Томасом Альфредсоном экранизацию вампирского романа Юна Айвиде Линдквиста "Впусти меня", вошедшую в десятку лучших фильмов минувшего года.

В скандинавских странах, где инвесторы не готовы вкладывать миллионы в жанровое кино, понимая бессмысленность конкуренции с Голливудом, особенно по части обязательных в таких случаях технологических изысков, почти невозможно убедить продюсеров взяться за какой-нибудь "вампирский проект". Но в данном случае бестселлер 2004 г. бывшего фокусника и эстрадного комика нашел своего режиссера, и воплощение получилось поистине впечатляющим.

Белокурый, ангельского вида 12-летний Оскар живет с матерью в многоэтажном доме, в не самом престижном районе, где постоянно происходят загадочные убийства. Он страдает от одиночества, поскольку превосходит в интеллектуальном плане ровесников, что вызывает их ненависть. Жгучее желание мальчика – отомстить группе одноклассников, но максимум, на что он способен, – в отчаянии тыкать финкой в растущее во дворе дерево.

Жизнь Оскара внезапно оборачивается светлой стороной, когда на детской площадке он встречает свою ровесницу Эли, в которую влюбляется с первого взгляда, несмотря на то что от нее как-то странно пахнет. Спустя некоторое время подросток, а вместе с ним и слегка ошарашенные зрители узнают в диковатой, но по-своему очаровательной Эли того самого кровавого маньяка (по отдельным косвенным признакам, к тому же, некогда кастрированного мальчика, превратившегося в бесполого демона), на поиски которого брошена вся местная полиция. В районе находят слишком много трупов с перекушенной глоткой, и это слегка нервирует обычно невозмутимых соседей.

Дальнейшие перипетии, создающие вычурный детективно-мистический сюжет, отсылают к классическим образцам хоррора, но то и дело уступают трогательной love story. Зрителю до самого финала не ясно, что перед ним: вампирский ужастик или подростковая мелодрама.

Томас Альфредсон пользуется рядом приемов, адресованных, в первую очередь, "насмотренным" синефилам (не случайно "Впусти меня" собрал такое обилие фестивальных призов). Одним из таких трюков выступает сплав "высокого" и "низкого" жанров, особенно обилие откровенных эпизодов насилия, рассказанных с тем же отстранением, как и сцены легкого подросткового флирта. Внимание публики куда сильнее акцентируется на чувствах и эмоциях детей, чем на неприятных подробностях физиологии инфернальных существ. Но и данному аспекту уделяется не последнее место, заставляющее особо впечатлительных зрителей вжиматься в кресла. При этом создается неповторимый трагикомический эффект, отсылающий к лучшим образцам стиля, в котором преуспели такие гении, как Хичкок и Коппола. Я не удивлюсь, если многим фильм покажется недвусмысленно смешным.

Тотальный отказ от каких-либо авторских ремарок и трактовок заставляет напряженно выискивать все новые аллюзии, и после того, как мы вспомнили "Дракулу Брэма Стокера", "Психо" или "Интервью с вампиром", в ключевой момент необходимо вспомнить и главный "вампирский" постулат, откуда, собственно, история берет свое название: для того, чтобы вампир смог проникнуть в жилище человека, его необходимо туда пригласить. Этот и прочие азы вампирологии обыгрываются в ключевых сценах фильма и придают видеоряду тот мрачный и пугающий шарм, без которого все наше внимание могло бы полностью принадлежать романтической линии.

И когда лишь на мгновение, в самом конце, авторы позволяют себе выйти за рамки этого тщательно смоделированного "безумного" стиля, превратив всю выстроенную комбинацию в карнавальный гиньоль, мы понимаем, что все два часа нам загадывали культурологическую шараду, распутывать нити которой можно еще долго.

Напоследок хочу отметить впечатляющую игру актеров-подростков Коре Хедебранта и Лины Леандерссон. Мало где я видел столь точную, органичную и не наигранную манеру исполнения, позволяющую говорить о безупречной режиссерской работе. Персонажам свойственен эмоциональный минимализм и типичная скандинавская вялость, придающая происходящему ощущение достоверности, как и весь ретро-антураж фильма, поскольку действие происходит в 1980-е годы. Вероятно, это связано с тем, что, случись подобная история сегодня, у 12-летних подростков одними поцелуями, даже кровавыми, дело бы не ограничилось.

разместил(а)  Шестакова Галина


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: