Якопо Сансовино (Sansovino) (настоящее имя и фамилия - Якопо Татти) (1486–1570) - итальянский художник и архитектор, центральная фигура ренессансного зодчества Венеции. Родился Якопо во Флоренции 2 июля 1486. С 1502 работал там же, в мастерской скульптора Андреа Сансовино, взяв его прозвище в знак уважения к учителю. Приехав в 1505 в Рим вместе с архитектором Джулиано да Сангалло, Якопо изучал и реставрировал памятники античной скульптуры. Благодаря Сангалло и Браманте, он вошел в курс новейших веяний зодчества.
В 1510–1518 Сансовино жил в родном городе, затем снова в Риме. В своей пластике этого периода (Снятие с Креста, позолоченные воск и дерево, 1508–1510, Музей Виктории и Альберта, Лондон
Апостол Иаков Старший, 1511–1518, собор Санта Мария дель Фьоре
Вакх, 1518, Национальный музей
обе работы – мрамор, Флоренция) скульптор самобытно сочетал внутренний драматизм с классической уравновешенностью композиций.
После захвата Рима войсками Карла V (1527) Якопо Сансовино бежал в Венецию, где был назначен руководителем работ в соборе святого Марка, а в 1529 стал главным архитектором Венецианской республики. Сансовино выстроил здесь Палаццо Корнер (1533), монетный двор («Дзекку») и Старую библиотеку св. Марка (строительство обоих зданий началось в 1536), лоджетту (декоративную трехпролетную аркаду) на площади собора (1537) и ряд других зданий.
Талантливый архитектор, Сансовино сумел соединить римско-флорентийские, более классичные и строгие, строительные навыки (например, активно применяемую им рустовку) с живописными традициями местной готики, создав произведения, выдающиеся как в градостроительном, так и в декоративно-пластическом отношении.
Так, масштабные пропорции Дзекки, а в особенности Старой библиотеки (возведенной напротив Дворца дожей) эффектно завершили ансамбль Пьяцетты ди Сан Марко в самом центре города, а лоджетта (у подножия здешней кампанилы) явилась образцом богатого и в то же время гармоничного скульптурно-архитектурного синтеза, включив многочисленные рельефы и статуи (тоже работы Сансовино) с аллегориями политических триумфов республики.
В Венеции мастер исполнил и много других скульптурно-декоративных произведений, в том числе бронзовые двери сакристии собора (1540-е годы), мраморную фигуру Иоанна Крестителя в церкви Санта Мария деи Фрари, бронзовую статую врача Т.Рангоне над входом в выстроенную Сансовино церковь Сан Джулиано (обе – 1554), монументальных Марса и Нептуна на Лестнице гигантов Дворца дожей (1554–1556), надгробие дожа Ф.Веньера в храме Сан Сальваторе (1556–1561
все три – мрамор).
На фоне распространяющихся маньеристических тенденций Сансовино и в этих вещах сохранил дух классической гармонии, присущий его творчеству в целом.
Умер Сансовино в Венеции 27 ноября 1570.