Под знаком полумесяца
Почти 800-летнее мавританское присутствие способствовало раннему развитию высокой культуры Иберийского полуострова. Начиная с 711 г. в отсталую Европу начали поступать с востока новые технологии и ценные знания. Арабы ввели ноль в систему чисел, изобрели хирургические инструменты, усовершенствовали орошение. Изумительная по красоте Кордовская мечеть (Мескита)была построена во времена правления династии Омейядов (785-1009). В XI в. власть в мавританской Испании переходит к династии Альмохадов, берберов-мусульман из Северной Африки (Марокко). К этому времени относится применение в строительстве фигурной кирпичной кладки, образцом чего является роскошная башня Хиралъда в Севилье. Блестящий дворцовый ансамбль Альгамбра в Гранаде свидетельствует об утонченном образе жизни Насридов, династия которых покинула Гранаду последней в 1492 г.
Безымянные мастера
Мудехарами назывались мусульмане, оставшиеся жить в покоренных христианами землях и сохранившие свои обычаи и традиции, а также религию. Они славились как искусные каменщики, резчики по стуку и дереву, мозаичники, художники-орнаменталисты, гончары. Артели мастеров строили церкви, монастыри, дома, крепости, замки, применяя традиционные для мавританской архитектуры дешевые материалы -кирпич, дерево, стук, конструктивные декоративные элементы, подковообразные и многолопастные арки, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмилучевую звезду, наборные деревянные резные раскрашенные потолки - артесонадо, резной орнамент из стука и цветные изразцы.
Четырех- и восьмиугольные колокольни напоминали минареты, нередко бывшие минареты служили основой церковных башен. Так возник синтетический стиль, в котором слились элементы мавританского, готического, а позже ренес-сансного искусства.
Постройки этого стиля отличались простой, прекрасно отвечавшей климатическим условиям планировкой, приветливым нарядным обликом. В строительстве участвовали не только мусульманские, но и христианские мастера. Стиль мудехар получил интенсивное развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии, в таких городах, как Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и многих других.
В 1609 г. в Испании произошло изгнание морисков, т.е. крещеных потомков мудехаров. Однако переданная мудехарами мавританская художественная традиция оказала влияние на последующее развитие искусства Испании и ее заокеанских колоний.
Триумф готики
В северных королевствах полуострова искусство испытывало французское влияние после того, как христиане вернули себе власть. От тех времен сохранились великолепные романские церкви вдоль пути к гробу Св. Иакова и в Каталонии. С XIII в. началось строительство монументальных готических соборов (Леон, Бургос, Толедо).
В конце XV в. готика нашла свое чисто испанское продолжение в так называемом исабелино, архитектурном стиле, использующем как готические элементы, так и мухе-дарскую орнаментику. В живописи кумирами художников XV и XVI вв. были итальянские и нидерландские мастера. Глубокой религиозностью и мистической таинственностью проникнуты картины Франсис-ко Рибальты (1555-1628), Хосе де Риберы (1591-1652) и др. Домени-ко Теотокопули, уроженец Крита, прозванный Эль Греко (1541-1614), используя принцип светотени для воплощения своих одухотворенных и трагичных образов, создал новый и оригинальный художественный язык.
Архитектор Хосе Чурригера (1665—1725) и два его брата в своих произведениях достигли апофеоза барочной пышности: богатые орнаменты, лепнина, позолота декора — этот архитектурный стиль порой представляется излишне перегруженным. В историю архитектуры он вошел под названием чурригереско.
«Золотой век»
«Золотым веком» называют эру испанского господства в Старом и Новом Свете. Золотом и серебром Южной Америки оплачивались не только войны и бюрократия, но и невероятная роскошь храмов. Филипп II, непримиримый враг Реформации, приказал построить для себя в центре Испании, у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама, монастырь-дворец Эскориал. Его строгий стиль, созданный архитектором Хуаном де Эррерой, сложился под влиянием архитектуры итальянского Возрождения и получил название эрререско. Национальным стилем испанского Возрождения, своего рода предшественником барокко, стал стиль платереско. Как и серебряные ювелирные изделия (плата - по-исп. серебро), платереско отличается обилием тончайших орнаментов, что можно видеть, например, в Саламанке (фасад университета) и Бургосе (главный - алтарь собора).
«Золотой век» испанской живописи представлен именами Хосе де Риберы, Франсиско Сурбарана, Бар-толоме Эстебан Мурильо и Диего Веласкеса, который уже в молодые годы стал придворным художником Филиппа IV
его знаменитые картины «Менины», или «Фрейлины», «Сдача Бреды», «Пряхи» и портреты королевских шутов находятся в мадридском музее Прадо.
Характерными чертами барокко XVII-XVIII вв. являются украшенные орнаментом колонны, причудливые лепные украшения, театрально расставленные статуи (соборы Гранады, Мурсии
дворец Маркес-де-Дос-Агуас в Валенсии).
От Гойи до Гауди
Политические и социальные потрясения XVIII и XIX вв. отразились в творчестве Франсиско Гойи, например в его «Расстреле повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» , а также серии «Бедствия войны» . Вызывающие страх «черные картины» , созданные незадолго до смерти мастера, - не только выражение его собственного отчаяния, но и свидетельство политического хаоса того времени. В тот же период отмечается все большая тенденция обращения к классицизму (напр., в архитектуре - Королевский дворец в Мадриде) и историзму, связанная прежде всего с застоем культурной жизни. В начале XX в. во всей Испании приобретает популярность стиль модерн, особенно каталонский вариант европейского модерна, восторженно встреченный крупной буржуазией. В противовес консервативно-классической архитектуре выдающийся представитель модерна Антонио Гауди стремился в своих постройках соответствовать природе и потребностям человека (например, дом Мила, храм Святого Семейства в Барселоне).
Пикассо и другие
Наиболее значительным мастером художественного авангарда XX в. считается уроженец Малаги Пабло Пикассо (1881-1973). В различные периоды своего творчества он умел с необыкновенной динамикой и жизненной силой раскрыть важные для себя темы. Одним из ключевых произведений гениального художника стала «Герника» (1937), в которой передан ужас ночной бомбардировки маленького баскского города Герника, разрушенного немецкими фашистами. Каталонец X Миро создал на основе кубизма свой самобытный поэтический мир красок и символов. Сюрреалист С. Дали прославился как мастер иллюзорного изображения. Еще один каталонец, А. Тапиес (род. в 1923 г.), со своими «материальными» картинами относится к наиболее значительным представителям абстракционизма.
Уроженец Сан-Себастьяна Э.Чильи-да (род. в 1924 г.) создает скульптурные фигуры из металла
его скульптура, установленная в Берлине в 2000 г., символизирует единство Германии. О творческом потенциале молодого поколения свидетельствуют, в частности, постмодернистские сооружения архитекторов Рикардо Бофила (Барселона), Сантьяго Калатравы (Севилья, Валенсия) и Рафаэля Монео (Мадрид).
Фламенко и севильяна
Происхождение слова фламенкоточно не установлено и имеет разные версии
впервые это название в современном музыкальном смысле возникло в XVIII в. Само же народное искусство фламенко, в котором центральное место занимает песня (канте), возникло в XV в. в результате слияния самых различных культур на Иберийском полуострове. Фламенко отражает влияние арабской музыки, византийских христианских ритуалов, песнопений иудейской общины и песен цыган.
Появившиеся в Испании в XV в. цыгане оказались теми, кто в первую очередь хранил и обновлял эту музыкальную традицию. Как всякое народное искусство, традиция фламенко передается от учителя к ученику и письменно не фиксируется. Группа самых старых песен, включающих темы одиночества, вечных потерь, спектр эмоций от экстаза до отчаяния, называется канте-хондо(глубокая песня) и наиболее тесно связана с цыганами. Во время исполнения певца подзадоривали быстрым хлопаньем в ладоши и одобрительными возгласами. Гитара и танец появились позднее, а пестрые фольклорные наряды в стиле «Кармен» -открытие недавнего времени. Мала-гуэнья, фанданго, алегрия являют собой вариации строгих изначальных форм фламенко, как и радостно зазывная севильяна, которую танцуют даже на дискотеках.
И настоящим исполнением фламенко можно насладиться во время летних фестивалей канте-хондо: они проходят под открытым небом на городских и деревенских площадях Андалусии.
Кроме того, в Испании существует около тысячи народных танцев и песен. Хота, сравнительно простой с точки зрения гармонии напев с несложными стихами (коплас), распространена в Арагоне, Наварре и Кастилии. Из Галисии пришла меланхоличная алала, в которой, как принято считать, выражается извечная тоска по лучшей жизни.
Оптимистичнее звучит муньейра, танец, сопровождаемый галисийскими волынками - гайтас. Каталонцы встречаются каждое воскресенье на площадях сел и городов, где становятся в круг и, взявшись за руки, танцуют сардану — неторопливый танец, ставший символом их общности и национального единства.
Классическая испанская музыка также нередко черпала вдохновение из богатства народной музыки. Например, в произведениях Мануэля де Фальи (1876-1946) национальные элементы нашли новое выразительное преломление. К наиболее популярным пьесам для соло-гитары с оркестром относится Аранхуэсский концерт валенсийца Хоакина Род-риго (1901-1999).
Самобытный испанский жанр представляет собой сарсуэла — пьеса с пением и танцами, напоминающая оперетту или мюзикл. Наивысший расцвет музыкальный театр, возникший во времена Филиппа IV как придворная забава, пережил в XIX в., когда зрители толпами спешили в театры, чтобы посмотреть любимую пьесу. Сегодня тоже есть любители сарсуэлы. В Мадриде и Севилье эти представления можно увидеть летом на открытых площадках.
Оживший экран
В кино Испания также имеет давние традиции. Луис Буньюэль шокировал публику в 1920-е гг. такими сюрреалистическими фильмами, как «Андалусский пес»
вплоть до 1980-х гг. он продолжал клеймить буржуазное лицемерие, например в картине «Скромное очарование буржуазии». Выдающиеся режиссеры современного кино Карлос Саура («Кармен») и Педро Альмодовар после смерти Франко представляют новое испанское кино.
Дон Кихот и другие герои
Самым известным литературным свидетельством Реконкисты является эпическая поэма «Песнь о моем Сиде» (ок. 1140 г.), рассказывающая о подвигах Родриго Диаса де Бивара, более известного как Сид (от араб, «сиди») - повелитель. Классики испанского театра, родоначальники «золотого века» литературы Феликс Лопе де Вега и Педро Кальдерон де ла Барка известны русскому читателю и зрителю по блестящим постановкам на русской сцене
Тирсо де Молина запечатлел в литературе образ Дон Жуана. Таким же бессмертным стал Рыцарь Печального Образа - Дои Кихот Ламанчский Мигеля де Сервантеса. В конце XIX в. разочаровавшееся в политике «поколение 98-го» встало перед задачей духовного обновления Испании. К этому движению примкнули Мигель де Унамуно и Район Мария дель Валье-Инклан. В 1927 г. сформировалась группа молодых авангардистов, вошедших в историю литературы как «поколение 27-го». Ее самым знаменитым членом был поэт и драматург Федерико Гарсия Лорка
цикл стихотворений «Цыганские романсеро» и драмы «Иерма» и «Кровавая свадьба» тесными узами связаны с его родной Андалусией. Гарсия Лорка был убит около Гранады франкистами.
В 1989 г. Нобелевскую премию получил Камило Хосе Села ( «Улей» , 1943). Один из самых значительных писателей — Мигель Делибес (роман «Святые безгрешные» , 1981). Широко популярны сегодня Хавьер Мариас (род. 1951 г.) и Мануэль Васкес Монтальбан (род. 1939 г.) - его герой, частный детектив Пепе Корвальо, известен и за пределами Испании.
Вероятно, нигде в Европе не отмечают так много праздников и с таким размахом, как в Испании. Все население села или городского квартала принимает участие в подготовке и проведении каждой фиесты. Дух коллективизма всегда на первом плане. Приводимый календарь включает лишь малую часть празднеств: дополнительную информацию можно получить в турбюро.
• Карнавал в Кадисе(февраль): шествия и импровизированные шуточные куплеты про политических деятелей.
• Праздник Фальяс в Валенсии (19 марта): сжигание фальяс - больших кукол из папье-маше, бой быков.
• Страстная неделя (Семана Сайта): торжественные процессии, в первую очередь на юге, напр. в Севилье, Малаге, Гранаде, Мурсии.
• Апрельская ярмарка (через 10 дней после Пасхи): весенний праздник в Севилье
ночь напролет севипьцы танцуют, едят и пьют на территории ярмарки (около Зкм2).
• «Маврыихристиане»(22-24 апреля): костюмированные парады, фейерверки и сцены из сражений между маврами и христианами в Алькое (Валенсия).
• Фиеста Св. Исидро(15 мая):праздник покровителя Мадрида, бой быков (самая большая коррида сезона), народные гулянья с музыкой и танцами.
• A. Rapa das Bestas (стрижка животных) (июнь-июль): разновидность родео-праздника,связанного со стрижкой овец и клеймением диких лошадей в различных районах Гаписии.
• Ромерия дель Росио (Romeria de El Rocio): шествие паломников на украшенных лошадях и запряженных быками повозках к Деве Эль-Росио (Уэльва).
• Ночь Св. Жоана с фейерверком в Каталонии и Валенсии (июнь):особенно красиво проходит праздник в Аликанте.
• Праздник Сан-Фермин (вторая неделя июля): бег по улице города впереди диких быков и коррида в Памплоне.
• Мистерия в Эльче (14/15 августа): Вознесение Девы Марии (Валенсия).
• Ла-Мерсе (24 сентября):праздник в честь покровительницы Барселоны, во время которого строится «человеческая пирамида» - кастельс, а также устраивается процессия с громадными фигурами из папье-маше — гегантс.
Информация предоставлена путеводителем Polyglott