Феноменальные способности йогов сидеть на гвоздях и ходить по углям так часто обыгрывались в мультфильмах, что мы убедились – это все выдумки для детей. А разве можно верить в сказки взрослому человеку? Особенно если учесть тот факт, что с распространением йоги в Европе и США людей, ходящих по горящим углям, не прибавилось. Но когда ты сам становишься свидетелем чего-то такого, что всегда считал невозможным, начинаешь сомневаться в том, что хоть что-то знаешь об этом мире и о самом себе.
Огненный ритуал
Жители острова Мабинга, входящего в архипелаг Фиджи, расчищают ровную площадку диаметром в несколько метров, заполняют ее булыжниками размером с футбольный мяч, сверху накрывают дровами и хворостом и поджигают. Костер полыхает всю ночь. Когда раскаленные камни начинают крошиться и лопаться, словно мыльные пузыри, раздается пронзительный сигнал, возвещающий о том, что танцорам пора выходить на сцену.
Участники ритуала проводят ночь в отдельной хижине, куда посторонним вход запрещен. Там они ведут неспешную беседу с «духом огня». А, получив приглашение на выход, облачаются в специальные одежды, изготовленные из свежих листьев различных растений.
Без тени страха и сомнения, не оглядываясь по сторонам, они вступают в самое сердце тлеющего костра и, переминаясь с ноги на ногу, повторяют слова священного гимна. Через некоторое время соплеменники начинают бросать на раскаленные камни зеленую листву. Все окутывается клубами дыма, слышатся звуки, похожие на шипение змей. Это сигнал к началу основного действа – отважные покорители огня берутся за руки и начинают выделывать такие па на раскаленных камнях, что у зрителей дух захватывает.
Гипотезы ученых
Американский ученый Роберт Макмиллан, в течение многих лет изучавший феномен углехождения, считал, что разгадка кроется в камнях, которые использовали аборигены. По его мнению, покорители огня ходят только по специальным породам, которые мгновенно остывают снаружи, оставаясь при этом горячими внутри. Однако при проверке оказалось, что эта версия абсолютно безосновательна.
Вслед за Макмилланом австралийский журнал «Walk About» предположил, что, прежде чем вступить на раскаленные камни, аборигены смазывают подошвы сильнодействующим анестезирующим средством и потому не чувствуют боли. Однако анестезирующее средство способно на некоторое время снять боль, но оно не может защитить кожу от ожогов. К тому же покорители огня не только ходят по раскаленным углям, но и прикладывают их к различным частям тела, некоторые даже откусывают куски горящего дерева.
Английский физик Гарри Прайсон выдвинул гипотезу, что при ходьбе по раскаленным камням люди передвигаются так быстро, что просто не успевают как следует ощутить жар и получить ожоги. Однако представители некоторых племен не только в течение нескольких минут танцуют на камнях, но и подолгу стоят на одном месте.
Известный антрополог Стивен Кейн утверждал, что хождение по углям есть не что иное, как классический пример преобладания силы внушения над нервными и возбудительными процессами. По его мнению, в течение многочасовой медитации и самогипноза участники ритуала настраивают себя на позитив, а потому не чувствуют боли. Во время обряда сосудистая система смельчака «сжимается», что приводит к сокращению кровотока и подавлению активности вещества, известного под названием брадикинин. А именно его недостаток, как предполагает Кейн, делает человека менее восприимчивым к внешним раздражителям.
Во время медитации , участники ритуала настраивают себя на позитив
Известный немецкий физик, сотрудник Института плазменной физики имени Макса Планка Фридберт Каргер посчитал доводы доктора Кейна не вполне убедительными и в 1974 году лично отправился на остров Мабинга, чтобы своими глазами увидеть странный ритуал и объяснить феномен углехождения с точки зрения физики.
Эксперимент доктора Каргера
Для начала Каргер и его помощники из числа врачей тщательно обследовали танцоров, которым утром предстояло продемонстрировать свое искусство. Однако никаких изменений кожных покровов ступней у них обнаружено не было. А уж психоэмоциональному состоянию «экстремалов» позавидовали сами медики.
Перед началом обряда Каргер нанес на ступни танцоров слой краски-индикатора, которая при достижении определенной температуры меняет цвет. Благодаря этому ученый доказал невероятное - температура камней, на которых выплясывали аборигены, достигала 330 градусов по Цельсию. Ступни островитян при этом нисколько не пострадали. Мало того, их температура в момент танца не превышала восьмидесяти трех градусов.
Сразу после ритуала Каргер положил на один из раскаленных камней кусочек затвердевшей кожи, срезанной с подошвы аборигена-танцовщика, и он почти моментально обуглился. После этого физик признался в том, что объяснить феномен углехождения с точки зрения науки он не в силах.
Религиозный экстаз?
Вот как описывает сторонний наблюдатель ритуал хождения по углям в честь бога огня Агни, который он наблюдал в местечке Катарагама на Шри-Ланке.
«Примерно в двенадцать разожгли костер. Жрец бросил в огонь несколько пригоршней благовоний и окропил его святой водой. По рядам зрителей пробежало волнение, раздался клич: «Харо-Хара!» На месте горевшего костра образовалась пышущая жаром полоса метров восемь-десять длиной и метра три шириной. Группа, решившая подвергнуть себя добровольной пытке, обратилась с молитвой к богу огня Агни, прося укрепить их и дать силы выдержать испытание.
Смельчаков вел опытный огнеходец Муттукуда. Он двигался медленно и степенно. За ним шли остальные – кто бегом, а кто спокойным шагом. Аборигены по щиколотки проваливались в раскаленные угли. Их глаза, устремленные в одну точку, светились фанатичным блеском, губы покрылись пеной, тела лоснились от пота.
Религиозный экстаз был той внутренней силой, которая притупила у участников ритуального действа чувство боли. Удивительным был лишь тот факт, что ступни их ног абсолютно не пострадали от пламени».
Из разговоров с огнеходцами стало известно, что перед тем, как принять участие в очередном ритуальном танце на углях, они особым образом настраиваются. Человек несколько часов подряд твердит фразы, смысл которых сводится к тому, что все будет хорошо, избегая определений с частицей «не»: «не больно», «не страшно». Затем он приступает к созданию визуальных образов: представляет то прохладный мох, то быструю горную речку, омывающую его ступни. Современные ученые пришли к выводу, что такой настрой перед ритуалом является своего рода самогипнозом, благодаря которому левое полушарие головного мозга становится невосприимчивым к внешним раздражителям и блокирует чувство тревоги и страха.