Столичные трассы латают под снегом и дождем, чтобы с наступлением весны заняться тем же самымНесмотря на снег и грязь на московских улицах, автомобилисты продолжают изо дня в день сталкиваться с дополнительной помехой – ремонтом дорог. Практически каждый участок латания дорожного покрытия неизменно становится причиной огромных пробок, а качество зимнего асфальтирования не может не вызывать сомнений. При этом городские службы продолжают настаивать на том, что особых проблем с дорожным покрытием нет, а ремонтные работы на зимних улицах – нормальное дело.
Искусство получать деньги
Еще в начале марта на заседании столичного правительства мэр Москвы Юрий Лужков заявил о том, что ремонт городских дорог в прошлый зимний период проходил неудовлетворительно. "Мы запретили капитальный ремонт дорог зимой. Но ямочного ремонта никто не отменял, и мы вышли из зимы с тремя с половиной тысячами таких точек, – говорил он. – Кто нам мешает этого избежать? Мы владеем технологией литого асфальта, но она у нас почему-то не работает". Сумма, запланированная в постановлении правительства Москвы от 15 мая 2007 года за номером 384-ПП на ремонт дорог в 2007 году, составила почти 7 млрд. рублей. Согласно документу, на капитальный ремонт дорог столичные власти выделили 4,65 млрд. рублей, на текущий ремонт было запланировано направить 2,31 млрд. рублей.
С сентября следующего года минимальная московская зарплата сравняется с прожиточным минимумом. Но несмотря на столь внушительные отчисления, столичные водители далеко не в восторге от состояния дорог.
По мнению президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, ремонт дорог за пределами строительного периода (строительным называют период с 15 апреля до 15 октября, когда по ГОСТам можно проводить ремонтно-строительные дорожные работы. – "НГ") проводится исключительно в целях получения чиновниками выгоды для себя. "Ремонт дорог летом никакой прибыли не приносит, зато зимой очень хорошо пополняет чиновничий карман, – говорит Виктор Травин. – Во-первых, зимой выше тарифы. А во-вторых, если заасфальтировать дорогу летом, она простоит пять лет, а если зимой, то дай бог – полгода, и на следующую зиму можно опять требовать деньги. У меня такое ощущение, что ремонт дорог идет круглогодично".
У председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина даже экстренный ремонт зимой вызывает подозрение. "Могу сказать как водитель, что подобные ремонтные работы чрезвычайно мешают. Я разговаривал со многими специалистами, и они считают, что это выброшенные на ветер деньги, – сказал Виктор Похмелкин. – Рассуждая логически, если летом произведен ремонт, а зимой приходится переделывать, это может означать только одно – работы были произведены безобразно. Вы посмотрите: во всей Европе уже давно капитальный ремонт дорог проводится раз в 10–15 лет, а у нас он чуть ли не ежегодный, – констатирует эксперт. – Хотя денег тратится скорее всего в разы больше". Вызывает недоверие у нашего собеседника и так называемый ямочный ремонт. Он считает, что толка от временных заплаток нет, так как они быстро сходят. "Это мероприятие – вообще российская выдумка, – считает Похмелкин. – А после этих зимних ремонтов у нас страшная "колейность". Создается ощущение, что кто-то намеренно делает свою работу плохо, чтобы потом вновь получить на нее деньги и сделать так же".
Все – в графике
В свою очередь, начальник лаборатории Российского дорожного научно-исследовательского института (РосдорНИИ) Юрий Розов не видит ничего страшного в проведении зимних дорожных работ. Как сказал "НГ" специалист, за пределами строительного периода вести работы можно. Правда, затраты будут значительно больше. "Действительно, для дорожных работ существуют очень строгие ограничения по температуре и влажности, – говорит Юрий Розов. – Насколько я знаю, дорожники придерживаются строительного периода". При этом, по его словам, основные работы далеко не всегда связаны с ремонтом дорожного полотна. "В городе дорожное строительство отличается от строительства и ремонта дорог загородных. В первом большая часть денег уходит на перекладку и ремонт коммуникаций, а их можно выполнять круглогодично, – сказал он. – Кроме того, есть работы, связанные с бетонными ограждениями: установка бортов, балок. Их тоже можно выполнять и при отрицательной температуре".
По словам пресс-секретаря Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы Марины Орловой, запланированный на этот год капитальный ремонт дорог был в основном завершен еще 20 августа. "Затем изыскали деньги, на которые провели дополнительные работы. Они были закончены где-то в конце сентября, – рассказала "НГ" Марина Орлова. – Зимой у нас на дорогах нет капремонта, речь идет только об аварийных работах – когда появляются ямы и широкие трещины. Для подобного ремонта применяется так называемый "холодный" асфальт, он очень дешевый. Кроме того, такой материал можно укладывать в любую погоду и даже в необработанные ямы и трещины".
Еще один наш собеседник, начальник Дорожной инспекции Объединения административно-технических инспекций Москвы Елена Воропаева, сообщила, что ОАТИ вместе с УГИБДД постоянно проводят выборочные проверки качества содержания дорог. "В первую очередь фиксируются аварийные разрушения асфальтобетонных покрытий, то есть те, которые превышают минимально допустимые по ГОСТу 60х15х4 см", – рассказала она.
Также Елена Воропаева отметила, что в этом году специалистам Дорожной инспекции ОАТИ работать стало намного легче. Это связано с тем, что с 15 мая в соответствии с постановлением правительства Москвы № 384-ПП почти весь город перешел на комплексное содержание дорог. "Если раньше проводились конкурсы под определенные объемы работ, то теперь текущим ремонтом занимаются те же организации, которые убирают магистрали, – сообщила она. – Им даются определенные деньги, и чем быстрее и качественнее они проведут профилактический ремонт, тем больше сэкономят. Уже сейчас можно говорить о том, что переход на комплексное содержание дает положительный результат".
Наш собеседник полагает, что основным фактором разрушения дорог в Москве является неустойчивая погода московских зим. По ее сведениям, наблюдаемые в эти дни резкие перемены температур увеличили объем разрушений дорог по сравнению с первой декадой ноября в 1,5 раза.
Зоны особого невнимания
Корреспондент "НГ" провел небольшой опрос среди столичных водителей и выяснил, где затруднено движение на столичных и подмосковных трассах в связи с проведением дорожных работ. Самыми "популярными" в этом отношении трассами стали: Ленинградское шоссе в промежутке между станциями метро "Войковская" и "Водный стадион", Крестовский мост около станции метро "Рижская" (особенно в утренние часы со стороны области и вечером – наоборот). Мешает передвигаться ремонт на Карачаровской эстакаде на юго-востоке Москвы, который, по словам местных жителей, ведется больше полугода. Схожие проблемы и в ближайшем Подмосковье, например на Осташковском шоссе: перед деревней Бородино на выезде из области давно ведется ремонт. "Там уже ездить страшно, – рассказывает жительница военного городка Мытищи-16 Наталья Бычкова. – Все вынуждены передвигаться по объездной дороге, идущей практически в овраге. Там постоянные аварии, были и смертные случаи, а работа как будто "подмерзла".
Комментируя эти жалобы, Елена Воропаева подтвердила нам, что ремонтные работы продолжаются как на основных магистралях, так и на улицах префектурного значения: "На улицах, которые были отремонтированы три и более года назад, периодически появляются разрушения. На данный момент у нас по Москве на контроле 234 таких места. Хуже всего показатели по ремонту в Северном округе столицы, который еще не перешел на комплексное содержание".