Осень — время главных театральных премьер и фестивалей. В списке самых ожидаемых спектаклей этого сезона — неформатная классика от Серебренникова и Богомолова, оратория оскорбленных верующих в Театре.doc и Бенедикт Камбербэтч в роли Гамлета.
«Униженные и оскорбленные»
Театр.docПремьера: 18 и 19 сентября
Премьера Театра.doc, который после нескольких переездов наконец-то обосновался на новой площадке в Малом Казенном переулке, несмотря на название, ничего общего с романом Достоевского не имеет. «Униженными и оскорбленными» композитор Алексей Сысоев окрестил ораторию, сочиненную на основе документальных текстов людей с оскорбленными религиозными чувствами.
Выбор темы Сысоев объяснил так: «В последнее время стало ясно, что внешняя жизнь вокруг меня неожиданно трансформировалась из состояния бессмысленного балагана в нечто намного более опасное, в некий всколыхнувшийся ад. И здесь, и там, везде всплывает некая совершенно осатанелая личина формально «оскорбленного» гражданина». Зрителя ждут два с половиной часа медленной и местами сложной для восприятия экспериментальной музыки.
«Русские сказки»
Гоголь-центрПремьера: 19 и 20 сентября
«Русские сказки» — премьера в постановке Кирилла Серебренникова. Режиссер решил не ограничиваться зрительным залом, поэтому вывел актеров и зрителей за его пределы. «Русские сказки» будут идти по всему театру одновременно. Зритель сможет выбрать свою дорогу из предложенных трех. Три группы. Три пути. Три разных впечатления. А еще много музыки и много сюжетов. В итоге режиссер задействовал в постановке почти всю труппу театра, а сам спектакль попал в список осенних событий фестиваля «Черешневый лес».
«Up & Down»
Новая сцена Большого театраПремьера: 29 и 30 сентября, 1 октября
Балет «Up & Down» по роману Фицджеральда «Ночь нежна» уже показывали в Санкт-Петербурге, Париже, Риге, Чикаго и Нью-Йорке, а теперь очередь дошла и до Москвы. Постановка Бориса Эйфмана стала самой дорогой в истории труппы: одних костюмов в ней задействовано около полутора сотен, а еще тонны декораций. Хореографа нередко сравнивают с Достоевским. Эйфман создает психологический балет. А в «Up & Down» при помощи пластической лексики показывает духовный распад героев, происходящий на фоне блистательного Века Джаза.
«Сфумато»
Театр НацийПремьера: 2 и 3 октября
Хедлайнером театральной части фестиваля «Территория» в этом году называют спектакль «Сфумато» французского хореографа Рашида Урамдана. Название постановки отсылает к живописной технике, которую определяют как «изображение без линий или очертаний». Рашид Урамдан создал серию размытых хореографических полотен, на которых границы тел участников будто растворяются. Танцовщики существуют в пространстве туманов и дождей и на языке танца говорят об актуальных экологических проблемах: исчезновении целых территорий и вынужденном бегстве в новые необжитые края.
«Кому на Руси жить хорошо»
Гоголь-центрБлижайшие спектакли: 3 и 4 октября
Постановкой все того же Кирилла Серебренникова по поэме Некрасова «Гоголь-центр» открыл новый сезон. Работа над ней велась параллельно с «Русскими сказками», так что, по словам режиссера, получилась «своеобразная дилогия», а соседство Некрасова и Афанасьева в репертуаре театра оказалось вполне органичным.
«Кому на Руси жить хорошо» Кирилл Серебренников планировал выпустить еще в прошлом сезоне, но лишь в этом году нашел внебюджетное финансирование для проекта — в рамках фестиваля «Черешневый лес».
Перед тем как приступить к репетициям, режиссер вместе с актерами совершил экспедицию по следам героев «Кому на Руси жить хорошо». Постановка «Гоголь-центра» состоит из трех частей — «Спор» (про тех самых мужиков, которые задались знаменитым вопросом: кому живется весело, вольготно на Руси), «Пьяная ночь» и «Пир на весь мир». Сам Серебренников выступил сразу в трех ипостасях: автора композиции, режиссера и художника.
«Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой»
Электротеатр «Станиславский»Премьера: 7, 9, 10, 11 октября
В последний раз спектакль немецкого режиссера-экспериментатора Хайнера Геббельса в столице показывали два года назад. Тогда в рамках «Золотой маски» москвичи увидели «Вещь Штифтера» — постановку, обошедшуюся без единого актера. Специально для электротеатра «Станиславский» Геббельс согласился возродить свой спектакль «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», впервые показанный в 1998 году в Швейцарии. На этот раз герой на сцене будет, правда, всего один. Это собирательный образ ученого, внутренний мир которого проиллюстрируют выдержки из записных книжек великих мыслителей прошлого. Не менее значимыми в спектакле являются пиротехнические эффекты и звук, извлекать который будут из различных механизмов, электричества и даже огня.
«Гамлет: Камбербэтч»
Лондонский театр Barbican15 октября, 21.00
Нет, постановку «Гамлета» лондонского театра Barbican с Бенедиктом Камбербэтчем в Москву пока не везут. Но зато покажут прямые трансляции спектакля на большом экране в столичных кинотеатрах. Запустить их по всему миру продюсеры постановки пообещали из-за невиданного ажиотажа, сопровождающего «Гамлета». Билеты на показы, которые стартовали 5 августа, были распроданы еще за год до премьеры. Спектакль окрестили одной из самых долгожданных театральных постановок в истории. А вот критики приняли его прохладно, заявив о совершенно «детском Шекспире», «театральном баловстве» и «упущенных возможностях».
«Мушкетеры. Сага. Часть 1»
МХТ им. А.П. ЧеховаПремьера: 30 и 31 октября
«Мушкетеры» станут первой премьерой столичного режиссера-провокатора Константина Богомолова в новом сезоне. Сам автор обозначил жанр новинки, как «трэш-эпос о любви и смерти». Из романа Александра Дюма Богомолов взял лишь главных героев и их биографии, а от авторского текста отказался. В постановку режиссер привнес новые сюжетные линии. Например, роман Миледи и Атоса, которых в «Мушкетерах» сыграют Марина Зудина и Игорь Миркурбанов. Будущей весной от Богомолова в МХТ ждут еще одну премьеру. На Малой сцене режиссер поставит спектакль по комедии Вуди Аллена «Централ Парк Вест», в котором задействует Ренату Литвинову.
Режиссер-провокатор Константин Богомолов
«Невыносимо долгие объятия»
Театр «Практика»Ближайшие спектакли: 12–18 ноября
Пьесу, по которой поставлен спектакль, Иван Вырыпаев написал по заказу Deutsches Theater. Премьера постановки состоялась там же. Но, по словам автора, «актеры и режиссер совсем не поняли пьесу». Тогда Вырыпаев перенес постановку в театр «Практика». На сцене у режиссера нет ничего, кроме светодиодной рамки и четырех героев. Один — коренной житель Нью-Йорка, трое приехали туда в поисках лучшей жизни. Однако гармонии в жизни у всех четырех не наблюдается, повседневность превращается в кошмар, но вдруг с каждым случаются удивительные события, полностью меняющие их жизнь.