Обреченный "Космополис": Дэвид Кроненберг вынес скучный киноприговор современному капитализму

(Новости кино)
(Новости кино)

Нынешние попытки ради психического здоровья нации подвергнуть цензуре интернет-пространство могут увенчаться успехом. Но недолгим. Рано или поздно каждый, кто увлекается кинематографом, поймет: познакомиться с разного рода симпатичными и не очень "ненормальностями" можно почти в любом фильме Дэвида Кроненберга. И его "Космополис" - не исключение.

Конечно, стоит вспомнить, с чего все началось. Снятая в 1986-м "Муха" сразу же расставила все точки над i, представив зрителю Кроненберга как пламенного кафкианца. Кому, собственно, еще взбредет в голову создать фильм об эксцентричном ученом, решившем на самом себе испытать прибор для телепортации, но неожиданно превратившемся в чешуекрылое существо?

В "Обеде нагишом" (1991) герой вовсе блуждает среди довольно мерзких и совершенно невероятных существ, также потихоньку съезжая с катушек, как, собственно, и в "Автокатастрофе" (1996). В "Пауке" во всей красе - человек, 20 лет проведший в доме для умалишенных.

Было бы крайне странно, если после всего этого Кроненберг изготовил что-нибудь сентиментально-лирическое в стиле позднего Лассе Хелльстрема или, чего уж там, раннего Ингмара Бергмана.

Пойдя по проторенной им же дороге, он снял кино, рекламным слоганом которого вполне могла стать знаменитая фраза из анекдота "Ничего себе сходил за хлебушком!", потому как "Космополис" действительно о том, как, отправившись подравнять себе челку, герой оперативно становится другим человеком...

Основанный на вышедшем в 2003 году одноименном романе Дона Делилло "Космополис" стал 20-м фильмом Дэвида Кроненберга. Сюжет описывает сутки из жизни 28-летнего миллиардера-финансиста Эрика Пэкера, отправившегося на Манхэттен к парикмахеру, но вместо этого успевшего изменить молодой жене, подвергнуться нападению и потерять все свое состояние, причем практически не вылезая из собственного лимузина.

Эрик, надо сказать, чрезвычайно неприятен, виной чему стала не только прихоть сценаристов, но и выбранный на эту роль Роберт Паттинсон, снова, после недавнего "Милого друга", пытающийся покорить большой кинематограф, но, кажется, по-прежнему остающийся "тем парнем из "Сумерек", кумиром девушек в пубертате и актером одной роли.

Его роль прекрасно подошла бы молодому Джереми Айронсу или, в крайнем случае, Колину Фарреллу, но Айронс давно не юн, а Фаррелл решил отказаться от участия в этом проекте, предпочтя ему "Вспомнить все". А Паттинсон, лишенный привычной вампирской составляющей, увы, по-прежнему не может держать внимание зрителей, за что уже получил по полной едва ли не от всех кинокритиков, самый ласковый из которых назвал игру Роберта "излишне монотонной". И это очень мягко сказано.

Он сидит в лимузине, глядя абсолютно замороженным взглядом на то, на что нормальный человек смотрел бы по меньшей мере с ужасом: на предавших его людей, на бушующую толпу, окружившую его машину явно не с пацифистскими намерениями.

Кроненберг как бы рождает аллюзию: герой Роберта Паттинсона - это есть суть капитализма, всеми ненавидимого, а потому обреченного, несмотря на внешний лоск и сталь в глазах. Но аллюзия получилась хромоватой: капитализм давно уже обзавелся человеческим лицом, тогда как тут у него - маска, так ни разу и не приподнятая, чтобы явить хотя бы малейший проблеск человечности.

Резюме

Скучно. И эту скуку не разогнать ни прекрасной музыкой Говарда Шора ("Властелин колец", "Хранитель времени"), ни снявшейся в одной из ролей без сомнения прекрасной Жюльет Бинош, ни существующей номинацией "Космополиса" на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля, ни даже фирменными кроненберговскими психологическими изысками, о которых писалось в начале. Вся психология здесь, увы, свелась к эмоциональной непробиваемости того, по отношению к кому, по идее, зритель должен испытывать эмоции.

разместил(а)  Филимонова Дарья


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: