Четырехкратный лауреат премии "Оскар", лауреат премии "О`Генри", двукратный лауреат премии "Сезар", лауреат премии "Золотой глобус", премии "Золотой лев", премии принца Астурийского и премии "Пальмовая ветвь пальмовых ветвей". Человек, памятники которому стоят в испанском Овьедо и российском Калининграде. Невротик, трудоголик, коротышка, бабник, скандалист, великий режиссер, знаменитый актер, сценарист, писатель, музыкант, объект насмешек и профессиональный комик. Кто это? Конечно, Вуди Аллен!
Июль для этого уникума - месяц особенный: в прокат выходят его фильм "Римские приключения" (с Вуди же в главной роли) и "Париж-Манхэттен" - картина, посвященная фанатке Аллена. И если последняя - блюдо для совсем уж гурманов, то лента самого мастера заслуживает, бесспорно, отдельных слов.
Причем, сразу по куче причин.
Начать с того, что 37-й фильм 76-летнего режиссера, и найти еще кого-то, сочетающего подобную плодовитость с подобным же качеством, решительно невозможно.
"Римские приключения" завершают так называемый иностранный цикл Аллена, то есть именно они стали последней в череде картин Вуди ("Вики. Кристина. Барселона" и "Полночь в Париже") лентой, снятой в европейских городах и с большим количеством европейских же актеров.
И, наконец, вот оно - настоящее чудо! После долгого перерыва Вуди Аллен наконец и сам появляется в кадре, отведя себе одну из главных ролей в сочиненном им калейдоскопе историй.
Говорить, что все получившееся столь же гениально, как "Зелиг", "Энни Холл", "Пули над Бродвеем" или "Манхэттен", было бы нечестно. Но тут всегда идет поправка именно на Аллена: то, что для него хорошо, для другого режиссера - предел мечтаний.
Как правильно выразился один из кинокритиков на выходе из зала: "Это же надо в таком возрасте продолжать так снимать!"
И играть, стоит добавить с чистой совестью. Потому как, несмотря на наличие множества персонажей, грудастой Пенелопы Крус, задумчивого Алека Болдуина, саркастичной Джуди Дэвис, невероятно сексуальной Аллесандры Мастронарди и в своем дурковатом амплуа Роберто Бениньи, Вуди, конечно, всех уделывает - хотя и старыми избитыми приемчиками, на все лады расцвечивая свои неврозы, фобии и политические пристрастия.
Тут, впрочем, вообще много из старого: этакое самоцитирование с намеками то на "Сыграй это снова, Сэм!", то на "Проклятие нефритового скорпиона", то на иное. Ощущения старья, однако, от этого не возникает: уж больно симпатичные истории рассказывает режиссер. Причем, отходя от жанрового шаблона, истории совершенно не пересекающиеся, не кольцующиеся и имеющие из общего лишь то, что все они происходят в Риме и что каждая из них про то, как важно научиться ценить то, что имеешь.
Последним тут занимаются все:
- и в новелле про влюбившуюся в итальянца туристку, вызвавшую из Нью-Йорка для знакомства с будущими родственниками родителей (Вуди Аллен и Джуди Дэвис), где невротический герой Вуди, некогда подвизавшийся с классическими оперными постановками, уговаривает отца жениха, гениально поющего исключительно в ванной, исполнять арии Верди на большой сцене, но голым и под душем. ("Дорогая, пресса в восторге. В газетах пишут, что я "имбичилло"! Кстати, что означает это слово?" - "То, что ты опережаешь свое время");
- и в новелле про приехавшего в Рим из провинции отпрыска благородного семейства, которого должны ввести в высший свет, но жена которого внезапно исчезает и заменять ее приходится проститутке (Пенелопа Крус);
- и в истории о влюбленных друг в друга архитекторов, на пути которых вдруг возникает не только больше похожий на мудрый призрак Алек Болдуин, но и актриса-вертихвостка, готовая запросто нарушить семейную идиллию;
- и там, где лохообразный герой Роберто Бениньи - серая мышь - вдруг становится самым популярным человеком в городе, что ломает его представления обо всем, включая самого себя.
"По-моему, нет режиссеров, работающих под моим влиянием. Повсюду я вижу молодежь, на которую повлияли Фрэнсис Форд Коппола, Скорсезе и Оливер Стоун. Но я? Нет, таких я что-то не знаю", - жаловался Аллен в одном из интервью. И, конечно, кокетничал. Теперь новеллами снимают почти все. Другое дело, что редко кому удается слепить из них нечто цельное.
Вуди удалось. Не совершая открытий, отвергая все современные достижения кинематографа, он сделал то, что от него ждали: снял крепкое кино с хорошими актерами, смешными шутками, продуманными диалогами и легким интеллектуальным налетом - не обременяющим, но держащим в легком тонусе (ну где еще сейчас услышишь походя произнесенные фамилии Йейтса, Рильке, Бодлера, Кьеркегора и Верди?). Кто еще способен на такое?
То-то и оно.