Старый анекдот: "Пошел косой мальчик куда глаза глядят и разорвался". Не очень смешно? Однако грядущая неделя, в отличие от многих других, несет в себе именно такую опасность - разорваться, если идти в кино на все, что интригует. И даже на главное из того, что интригует. Так что уж лучше разобраться с этим заранее.
"Дети сексу не помеха" - название завораживает, по-весеннему бодрит и точно так же расслабляет. Однако такое было уже сотни раз: он и она, никаких обязательств, бурный секс, ребенок, а после - долгая дорога друг к другу, хотя всем с первых кадров понятно, что рано или поздно они непременно сочетаются браком пожизненно, как голуби и католики.
"Учитель на замену" с Эдрианом Броуди рассказывает про три недели из жизни нескольких учителей средней школы. Не слишком ли серьезно для праздничных дней?
Все, конечно, на любителя, какие, наверняка, найдутся. Однако, глядя на то, что делают кинопрокатчики, становится понятно: главные ставки делаются нынче на российский "Матч" и голливудских "Мстителей".
Несколько лет назад снявший весьма недурной фильм "Мы из будущего" режиссер Андрей Малюков работал над "Матчем" больше года, но делал это добросовестно. В отличие от большинства проектов, попадающих под программу государственной поддержки социально-значимых фильмов, этот был сдан в срок, а потому счастливо избежал выволочки от Владимира Путина, на днях наехавшего на съемочные группы (Марлена Хуциева, Ильи Хржановского, Георгия Данелия и многих других), превысившие все немыслимые сроки.
Хорошо сработала и рекламная машина, то и дело подбрасывающая новые темы для обсуждения обошедшегося в 8 миллионов долларов "Матча". Сначала рассказали об основанном на реальной истории сюжете, повествующем о состоявшемся 9 августа 1942 года матче между советской командой "Старт" и немецкой командой Flakelf, где наши, как известно, героически победили, а после - героически погибли. Следом поведали, что главную роль исполнит неунывающий Сергей Безруков. А спустя еще какое-то время раскрыли тайну: оказывается, тренировал Безрукова для этого проекта знаменитый голкипер Сергей Овчинников.
Наконец, применив стратегическую хитрость, "Матч" было решено выпустить в прокат не к юбилею, то есть к концу майских праздников, а аккурат к их началу, то есть 1 мая, дав фильму все шансы стать лидером проката.
Тут, правда, есть одно существенное но: все отечественные патриотические фильмы последнего времени (будь то "Утомленные солнцем", "Брестская крепость" или "Август. Восьмого") с треском в этом прокате проваливаются, не окупая даже господдержку, то есть остаются в глубоком минусе. И объясняется это легко: тема той или иной войны интересна молодежной аудитории исключительно с точки зрения крутизны спецэффектов. А в Голливуде они, как ни крути, лучше и современнее.
Рассуждать о том, что соберет больше денег - "Матч" или "Мстители", занятие глупое, потому что ответ на вопрос очевиден, если, конечно, не разводить демагогию в стиле знаменитой апории Зенона "Ахиллес и черепаха" (быстроногий Ахиллес никогда не догонит неторопливую черепаху, если в начале движения черепаха находится впереди Ахиллеса. А "Матч" выходит в прокат на день раньше "Мстителей").
Между тем, если присмотреться повнимательнее, можно заметить: несмотря на абсолютную полярность и разницу бюджетов (8 против 220 миллионов долларов), у этих кинопроектов достаточно много точек соприкосновения.
"Мстители" - точно такое же патриотическое кино, призванное поднять боевой дух нации.
Здесь нет исторической подоплеки, зато есть история про супергероев, собравшихся вместе, чтобы спасти Землю от порабощения.
Здесь нет вратаря Сергея Безрукова и его футбольной команды, зато есть команда иная: Роберт Дауни-младший в роли Железного Человека, Крис Эванс в роли Капитана Америка, Марк Руффало в роли Халка, Крис Хемсворт в роли Тора и Скарлетт Йоханссон в роли Черной Вдовы.
Здесь нет фашистов, зато есть другие захватчики.
Здесь нет получившего "Оскар" за лучший саундтрек ("Под покровом небес") Ричарда Горовица, зато есть номинировавшийся на "Оскар" в той же категории (за "Полярный экспресс" и "Форрест Гампа") Алан Сильвестри.
Самоотверженные герои, под величественную музыку спешащие навстречу победе (пусть даже кто-то из них останется жить, а кто-то будет расстрелян в концлагере), - чем не прекрасная наживка для зрителя?
Остается лишь дождаться, когда наши режиссеры перестанут ассоциировать слова "патриотизм" и "история", сняв что-то героическое не о делах давно минувших дней. Пусть даже и при помощи господдержки.
Борис Брендель