Среди животных, населяющих земной шар, трудно назвать такое, которое бы люди не употребляли в пищу: на всякую бегающую, летающую, плавающую или ползающую тварь найдется свой гурман. Особенно преуспели в создании необычных деликатесов повара стран Азии: они способны сотворить обед из существ, к которым нам и притронуться-то страшно. Тот, кто наберется храбрости, может обнаружить, что «страшные» кушанья очень даже вкусные. Словом, если пауки, медузы и ядовитые змеи вам несимпатичны, вы просто не умеете их готовить!
1. Рыба фугу (Япония)
Фугу, пожалуй, самое ядовитое кушанье в мире, причем от содержащегося во внутренностях рыбешки нервно-паралитического яда тетродотоксина не существует противоядия. Как жители Страны восходящего солнца додумались готовить этакую жуть на обед — тайна, но рыбой фугу в Японии лакомятся так давно, что научились сводить риск к минимуму.
Спинка рыбки, освобожденная от плавников и внутренностей, практически безвредна, чем ближе к брюшку, тем больше отравы. Настойка с плавниками — то еще зелье, но и ее подают на стол, ведь в малых дозах тетродотоксин действует подобно наркотику, вызывая у гурманов необычные ощущения. Главное, словив кайф, очнуться и уйти из ресторана на своих двоих. Тут уж придется довериться повару, получившему специальный диплом: он не только умеет правильно готовить деликатес, но и по возрасту, комплекции и состоянию здоровья гостей определяет, кому какую дозу яда можно употребить. Хотя порой повара ошибаются… Ежегодно для нескольких гурманов обед из фугу становится последним в жизни. Кстати, раньше кулинар, чей клиент отравился фугу, должен был сделать харакири.
Для осторожных едоков японцы выращивают неядовитых фугу (их держат на особой диете). Большим спросом они не пользуются: вместе с ядом пропадает и интерес к поеданию рыбки. Трапеза скучна без риска!
Чем запивать: саке с поджаренными плавниками фугу.
Цена: от 100 долл. за обед.
2. Яйца сунхуа (Китай)
Это блюдо называют по-разному: и императорские, и стодневные, и черные яйца. Иностранцы же чаще выбирают самый простой вариант — «тухлые». Где уж им оценить изыски китайской кулинарии и тонкости языка! Слово «сунхуадань» дословно переводится как «яйца цветов сосны». Имеется даже романтичная легенда о появлении деликатеса. Некий юноша разводил уток, и однажды две его птицы залетели на соседский двор. Живущая там девушка вернула уток назад, но от вознаграждения отказалась. Тогда упрямый утковод спрятал яйца в соломе и сосновых иголках возле дома барышни. Вот только она долго не натыкалась на «сюрприз», а когда обнаружила его, яйца выглядели как-то странно. Еще бы: погода была дождливой, продукт лежал в размокшей извести…
Крестьянка позвала щедрого юношу в гости и заставила продегустировать угощение. Он храбро все съел и нашел вкус блюда пикантным, но не противным. Так «цветы сосны» угодили на праздничный стол жителей Поднебесной. Правда, для названия есть объяснение и попроще: когда с чудо-яичка счищаешь кожуру, на затвердевшем темном белке виден узор, напоминающий сосновые веточки. Чем их больше, тем лучше, ведь китайцы — большие эстеты!
Быстро приготовить такие яйца не удастся — они пару месяцев «маринуются» в адской смеси из соли, извести, воды, чайных листьев и прочих малоприятных веществ, пока не дойдут до нужной консистенции. Блюдо из них порой получается очень эффектным: гладкие блестящие шарики или тонко нарезанные ломтики с зеленовато-сероватой сердцевиной. Запах у деликатеса похуже, но он не мешает некоторым россиянам-космополитам называть сунхуадань отличной пивной закуской.
Чем запивать: пивом.
Цена: 5–6 долл. за упаковку из 8 штук.
3. Собачье мясо (Северная и Южная Корея)
Wikimedia Commons«Он на этом собаку съел» — говорим мы о специалисте, которого признаем мастером в каком-то деле. А вот в Корее найдутся повара, съевшие собаку на приготовлении собачатины. Дикая для современного европейца традиция кушать друзей человека объясняется особым отношением корейцев (и азиатов вообще) к животным: Бобики и Жучки для них не бóльшие друзья, чем коровы или утки. Впрочем, не стоит думать, что каждого встречного песика здесь сразу тащат на кухню. Подобные блюда требуют от повара особого умения, их подают лишь в элитных ресторанах, а собак специально выращивают на фермах.
Защитники животных периодически добиваются запретов на подобную гастрономию, и «хот-доги» временно становятся нелегальным лакомством. Совсем отказываться от собачатины корейцы не собираются: это, во-первых, народная традиция, во-вторых, полезный продукт. Его особенно рекомендуют мужчинам — для повышения потенции. Впрочем, женщинам тоже — для гладкости кожи.
Ассортимент «собачьей еды» велик: и вареное мясо с овощами, и рагу, и шашлык, но самое традиционное блюдо — жирный и наваристый посинтхан, «суп долголетия», который обычно подают в конце трапезы. Спрос на него вырастает в летние месяцы, ведь корейцы убеждены: если съесть животное, которое не потеет, жару переносишь гораздо легче.
Чем запивать: рисовой водкой соджу.
Цена: от 20 долл. за порцию посинтхана.
4. Медуза (Индонезия, Малайзия, Филиппины, Япония, Китай)
На безрыбье не только рак сойдет за рыбу, но и медуза — за питательный продукт. Вероятно, руководствуясь этой мудростью, вечно страдающие от недоедания жители перенаселенных азиатских стран научились превращать студенистых морских обитателей в угощение. Тем более что азиатская медуза, особенно та, что бултыхается в Желтом море, — самая вкусная представительница кишечнополостного племени. Выловить эту тварь (а для приготовления нужна медуза покрупнее) непросто. Мало того что она ядовитая, так еще и хрупкая: стоит чуть надавить или оставить на солнце — и растечется. Поэтому ловцы медуз похожи на воров — работают ночью и в перчатках.
Когда медуза поймана, с ней поступают по-разному. Японцы, например, едят ее сырой — с салатом и соусом васаби. Китайцы же, жители Таиланда, Малайзии и Индонезии предпочитают «хрустальное мясо» слегка отварить или поджарить, а филиппинцы готовят из него суп со специями. Еще медузу можно засолить или засушить. Разные части этого склизкого создания годятся для разных блюд, а самое ценное в нем — голова, потому что в зажаренном виде она лучше всего хрустит. Поскольку такое «мясо» практически безвкусное, к нему добавляют разнообразные соусы и приправы. Кстати, несмотря на невзрачный вид, медуза очень полезна — в ее прозрачном теле содержится огромное количество микроэлементов и йода.
Чем запивать: водой из-под чайного гриба, внешне очень похожей на настойку с медузой.
Цена: 5–6 долл. за 1 кг вяленой медузы.
5. Суп из ласточкиных гнезд (Таиланд, Китай, Индонезия)
Если у вас на веранде свили гнездо ласточки, это еще не значит, что вы сможете попотчевать гостей изысканным азиатским блюдом. Готовят его только из «домиков» стрижа-салангана, обитающего на скалистом побережье Южно-Китайского моря и Бенгальского залива. Пичужка вьет гнездышко не из веточек и прутиков, а из смеси собственной слюны и даров моря — водорослей, мальков, икринок. Добыть подобный «продукт» очень трудно: придется полазить по отвесным скалам и темным пещерам, где бедные стрижи прячут свое жилье от гурманов.
Лучше всего необжитые гнезда — их не нужно очищать от пуха и перьев, что занимает много времени. Немало возни и с готовкой гнездышек — их долго вымачивают в горячей воде и варят в курином бульоне с имбирем, пока не получится желтоватая киселеобразная масса с пряным вкусом.
По легенде, столь странное блюдо люди изобрели не от хорошей жизни: в XIII веке китайская армия, отступая от войск Чингисхана, оказалась на скалистом острове, где другой пищи, кроме птиц и их гнезд, не было. Согласно другой версии, когда-то китайский император отправил гонцов на поиски эликсира бессмертия, и один из посыльных привез гнезда салангана. Если такой деликатес и не продлевает жизнь, то улучшает ее качество, поскольку является мощным афродизиаком.
Суп из гнезд считается национальным блюдом не только у китайцев, но и у жителей Индонезии и Таиланда. На южном побережье последнего гнездятся особенно много стрижей, производящих ценный продукт.
Чем запивать: тайским рисовым виски или чаем со льдом.
Цена: от 20 долл. за порцию.
6. Змея (Вьетнам, Китай)
Приготовление змеи по-вьетнамски — настоящее шоу, рассчитанное на жаждущую экзотики публику. Хотя слишком впечатлительным едокам зрелище, возможно, придется не по вкусу: первым делом еще живому пресмыкающемуся делают разрез на брюшке, пускают кровь и извлекают змеиное сердце. Чем опаснее гад ползучий, тем он ценнее, так что самая «деликатесная» змеюка — кобра.
Считается, что лучше всего стряпают еду из змей в пригороде Ханоя Ле Мат. Непременный ингредиент местной кухни — рисовая водка, без которой правильно приготовить и подать на стол ядовитую тварь просто невозможно. Перво-наперво змеиную кровь смешивают с водкой и полученный напиток предлагают в качестве аперитива. Желчь пресмыкающегося тоже разводят водкой — это уже другое полезное питье, которое можно прихлебывать во время трапезы. Вообще же змея в приготовлении — продукт практически безотходный: бережливые вьетнамцы подают на стол и шкуру, жареную или в виде рулетиков с начинкой из змеиного фарша, и закуски либо каши из толченых костей, и суп из хвоста, и жаркое из «филе». Таким образом, из одной кобры получается целое праздничное меню. Однако самый лакомый кусочек — змеиное сердце. Его иногда предлагают проглотить сырым, запив все той же рисовой водкой.
Чем запивать: рисовой водкой или настойкой с заспиртованной змеей.
Цена: 70–80 долл. за блюдо.
7. Жареный паук (Камбоджа)
Камбоджийский деликатес не может похвастаться длинной историей: его 40 лет назад распробовали беженцы, скрывавшиеся от геноцида в лесах штата Кампонг Том. Ясное дело, членистоногих несчастные стали кушать не из праздного любопытства — кроме насекомых, в тех джунглях ничего питательного не встречалось. Оказалось, что ядовитые тарантулы а-пинг неплохи на вкус.
Диктатура красных кхмеров закончилась, а любовь к паучатине осталась. Теперь у жителей городка Скуон, в окрестностях которого водятся самые аппетитные паучки, есть постоянный источник дохода — одни охотятся на а-пингов, выманивая их из нор и обламывая монстрам ядовитые зубы, другие жарят добычу и продают ее гурманам, приезжающим сюда с разных концов страны.
Если решитесь продегустировать деликатес, ешьте его горячим, прямо со сковородки. Паучье жаркое обильно приправляют маслом, солью и чесноком — других специй не требуется, а степень готовности определяют по панцирю: он должен покраснеть. Только не думайте, что мяса в пауке мало, — а-пинг вымахивает размером с ладонь, так что вы его распробуете. Можно в Скуоне прикупить и живых паучков с обрезанными ядовитыми челюстями, чтобы приготовить самостоятельно. Отличный сувенир для увлекающихся кулинарией друзей!
Чем запивать: настойкой из паучьих лапок и челюстей в рисовом вине.
Цена: около 1 долл. за штуку.
Туризм и Отдых № 34