Англичанин Майкл Гринхорн сделал долгожданное открытие. Вооружившись металлоискателем, Майкл обследовал безлюдную местность в графстве Йоркшир, и ему, наконец, повезло: кладоискатель-любитель откопал золотое украшение, одно из самых древних во всей Англии. Историки ищут ответ на вопрос, чью руку когда-то украшал необыкновенный золотой перстень с сапфиром?
ДОЛГОЖДАННАЯ УДАЧА
В тот памятный день он уже порядочно устал, так что хотел на этот раз прекратить бесполезное занятие.
Знаменательный день в жизни кладоискателя Майкла Гринхорна произошёл в апреле 2009 года. Он обследовал большой участок вместе с коллективом единомышленников из Клуба любителей поисков с металлоискателями из города Йорка и окрестностей. Каждый из 25 членов клуба получил для обследования конкретный ограниченный участок. Майкл Гринхорн был недоволен, потому что на его наделе детектор не подал ни единого сигнала. «Я дошёл уже до самого конца и, наконец, услышал сигнал», – рассказывал он потом. Гринхорн начал копать довольно мягкую, пропитанную водой землю, и на дне ямы блеснуло золото – это было кольцо.
Кладоискатель подцепил колечко и увидел, что это массивный перстень, украшенный кусочками красного стекла, увенчанный посредине крупным ярко-синим сапфиром. Оказалось, что перстень очень старый, средневековый, относится к XI или даже VII веку. Йоркширский музей купил у Майкла Гринхорна его замечательную находку за 35 тысяч фунтов стерлингов. Специалисты полагают, что в Великобритании имеется только один более древний сапфир, чем находка Гринхорна – древнеримское ювелирное украшение.
КАМЕНЬ КОРОЛЕЙ И ЕПИСКОПОВ
Средневековое золотое изделие удивляет высоким качеством ювелирной работы. «Рентгеновский флюоресцентный анализ показал, что содержание чистого золота в жёлтом металле составляет 90 процентов, серебра – восемь процентов, а остальное – медь», – рассказывает куратор исследовательского проекта Натали Мак-Кол.
В средние века носить сапфиры позволялось только королям и епископам. Простолюдины, даже богатые торговцы, не имели права надевать украшения с сапфирами. Натали Мак-Кол уверена: «Этот перстень носил мужчина, причём высокопоставленное лицо. Перстень вряд ли подошёл бы женщине – размер далеко не женский. У носившего этот перстень мужчины были толстые пальцы. Диаметр кольца очень большой».
Во всяком случае, драгоценное украшение не лежало в ларце – его носили, к тому же носили долго. «Характерно, что кольцо, первоначально имевшее правильную форму окружности, со временем, по мере изношенности, приобрело слегка приплюснутую форму, – говорит Натали Мак-Кол. – Золотое кольцо приняло форму пальца своего обладателя». На нижней поверхности оправы камня видно несколько мелких царапин. «Возможно, что этот перстень носили вместе с другим, более простым кольцом. Так, например, многие люди носят на пальце кольцо, подаренное при помолвке, вместе с обручальным кольцом».
В первую очередь учёным пришло в голову связать находку с культурой викингов и датировать, соответственно, IX – XI веками. «Но такое сочетание цветов, как соединение золота с красным и синим цветами, характерно для англосаксов, значит, изделие, вероятно, более древнее и относится к VII – IX векам», – продолжает Натали Мак-Кол.
Англосаксонские золотых дел мастера обычно использовали в своих изделиях только фанаты и синее стекло. «Мы знаем, что в Йорке были ремесленники, которые изготавливали ювелирные украшения со вставками из синего стекла. Пожалуй, этот перстень был выполнен по специальному заказу для особенно богатого и влиятельного клиента, который пожелал иметь вставки привычных, излюбленных цветов, но мог себе позволить заменить цветное стекло драгоценным камнем».
БУРНАЯ ИСТОРИЯ
Другой средневековый сапфир, хорошо известный в Великобритании, украшает теперь крест, венчающий церемониальную имперскую корону. Королева Елизавета II в этой торжественной короне каждый год открывает заседания Британского Парламента.
У знаменитого камня, именуемого сапфиром Святого Эдуарда, необыкновенная история, богатая неожиданными поворотами. Первые сведения о нём датируются 1042 годом, когда перстень с сапфиром носил король Эдуард. Если верить легенде, король не очень-то дорожил красивым камнем. Однажды туманным днём по пути в Вестминстерское аббатство король заметил на дороге нищего попрошайку. Эдуард хотел подать ему милостыню, пошарил по своим карманам и не нашёл там мелких денег. Недолго думая, он снял с пальца королевский перстень и положил его в протянутую руку просящего милостыню бедняги.
Много лет спустя короля попросили об аудиенции два странника, только что возвратившихся из паломничества на Святую землю. Король принял их. Пилигримы рассказали Эдуарду, что им явился благообразный старец в сопровождении двух ангелов и дал перстень, наказав при этом вручить его королю Англии. Старец назвался евангелистом Иоанном и пояснил, что король Эдуард подал ему этот перстень, когда он жил среди людей в обличии нищего странника. Теперь, как сказал евангелист Иоанн, настало время вернуть подаяние, потому что через шесть месяцев он снова увидится с Эдуардом в раю.
Король и думать забыл о своём перстне, отданном попрошайке, но рассказ паломников всколыхнул в его душе воспоминания о прошлой жизни. Он призадумался, подвёл итоги своего правления. Сразу после этой встречи с паломниками король Эдуарда сделал необходимые распоряжения на случай своей кончины и стал готовиться к смерти. Точно через шесть месяцев он скончался от ветряной оспы. Благочестивого короля Эдуарда, получившего от соотечественников прозвание Исповедник, похоронили рядом с главным алтарём Вестминстерского аббатства. Короля положили в гроб в парадном одеянии с короной на голове и с другими королевскими регалиями, а также с тем самым перстнем.
ЛЮДСКАЯ МОЛВА
Перстень с сапфиром пролежал в могиле двести лет, до правления Генриха III (1216 – 1272), который принял решение выстроить солидное надгробие для Эдуарда, причисленного тем временем к лику святых. Когда каменное сооружение было готово, бренные останки Святого Эдуарда Исповедника откопали и вынули из фоба. С его головы сняли корону, с пальца стянули перстень, после чего положили скелет в новый гроб и оставили в покое. Эта старинная корона и перстень с сапфиром с тех пор считались главными королевскими регалиями.
Народная молва в средние века приписывала драгоценным камням магическую силу. Сапфир, якобы, спасал своего владельца от смерти от руки врага. Считалось также, что сапфиры исключительно полезны для королей и других сильных мира сего. Они должны вести их по пути добродетели, помогать в многотрудном деле управления государством, подавлять похоть и отгонять грязные мысли.
Английские короли после Генриха III носили при вступлении на престол корону короля Эдуарда Исповедника. Во время гражданской войны Оливер Кромвель приказал расплавить средневековую корону вместе с другими королевскими регалиями. Но уже Карл II приказал изготовить из остатков старой короны новую, точно такую же по форме. Королева Виктория тоже должна короноваться на английском престоле в короне своих предшественников, но для неё, восемнадцатилетней девушки, этот золотой венец оказался слишком тяжёлым – два килограмма двести граммов. Для коронации Виктории в 1838 году сделали другую корону, более лёгкую.
На короне королевы Виктории нашлось место не только для рубина Чёрного Принца, алмаза Куллинан II, известного также под названием Звезда Африки, но и для сапфира Святого Эдуарда.
Графство Йоркшир Сейчас этот сапфир, как и другие знаменитые камни королевских регалий, хранится в лондонском Тауэре, и их могут осмотреть посетители музея. Специалисты полагают, что перстень, найденный Майклом Гринхорном, украшал королевские руки в давние времена раннего средневековья. Если бы евангелист Иоанн случайно не вернул королю Эдуарду его перстень с сапфиром, то знаменитый перстень не увенчивал бы церемониальную имперскую корону. И лежал бы он где-нибудь в английской земле до тех самых пор, пока в один прекрасный, хоть и дождливый день его не откопал бы неутомимый энтузиаст-кладоискатель с металлодетектором.