На последних торгах аукциона Кристи произошло событие, которое может затмить собой всякую сенсацию в мире искусств. Там по цене потрёпанного автомобиля (всего за $21 тыс.) продали рисунок на древнем пергаменте. Но есть мнение, что данная работа принадлежит левой руке самого Леонардо да Винчи, а не малоизвестному немецкому художнику, как это преподносится. В прессе и в Интернете развернулись нешуточные дебаты.
На самом деле считается, что небольшой рисунок – портрет молодой дамы (его размеры всего – 33x24 см), который выполнен мелом, карандашами и чернилами на пергаменте, натянутом на доску, является персональной работой великого Леонардо да Винчи, а не немецкого художника XIX века.
Авторитетный историк в области искусств Мартин Кемп, профессор Оксфордского университета, заявляет, что мы имеем дело с утерянной страницей из книги, которой 500 лет. По мнению Кемпа, там изображён портрет родной дочери герцога Милана Людовико Сфорца по имени Бьянка Сфорца, у которого в то время служил да Винчи. Портрет предназначался для свадебной книги молодой леди.
«Мы абсолютно уверены, что данная работа – это страница из книги, – говорит Кемп, – на пергаменте видны следы от подшивки и дырочки для крепления страницы к переплёту. Там же оставлены следы обрезов страниц ножом. Такая находка – настоящее чудо. Когда работаешь над изучением артефакта, которому 500 лет, то тайны и загадки возникают ежеминутно. Вряд ли здесь обойдётся без шероховатостей», – сказал профессор в интервью авторитетному изданию LiveScience.
Впервые Кемп выдвинул версию да Винчи ещё в 2010 году, после исследования пергамента с помощью мультиспектральной камеры, и теперь он говорит об источнике появления портрета и об авторстве рисунка. Сотрудники журнала LiveScience обращались за комментариями об этой версии к разным историкам в области живописи и искусств, но никто комментировать заявления Мартина Кемпа не рискнул. Только директор Венской галереи высказался по этому поводу достаточно категорично: «Исследования, проведённые в лаборатории нашей галереи, полностью опровергают версию Кемпа. И я в ней сильно сомневаюсь».
ИСТОЧНИК И ПРОИСХОЖДЕНИЕ
Портрет прислали на аукцион Кристи в 1998 году. Местные искусствоведы приписали его авторство немецкому художнику Назаренесу, который подражал работам портретистов эпохи Ренессанса. Но после радиоуглеродной экспертизы данное утверждение многими специалистами было отметено как неверное, так как анализ показывает, что портрет написан в период с 1440-го по 1650 год (много раньше). Рисунок шёл под бюрократическим титулом «Голова молодой девушки в профиль, одетой в платье эпохи Ренессанса».
Но Кемп не успокоился, а принялся искать исторические факты. Впервые он увидел рисунок в Интернете, а затем в 2008 году ему прислали по электронной почте репродукцию. И он сразу определил: «Рисунок сделан левой рукой да Винчи. Я в этом уверен».
Чтобы убедиться в своей правоте, Кемп отправился в Цюрих к своему другу Паскалю Котте (специалист в области искусств и основатель аналитической фирмы Lumiere Technology в Париже). И после длительных исследовательских работ Кемп и Котте опубликовали свой научный труд «Красивая принцесса: история нового шедевра Леонардо да Винчи». Но здесь следует признать, что многие специалисты в области живописи и истории с этим мнением резко не согласились.
Уточним, что портрет исполнен на пергаменте, сделанном по специальной технологии из натуральной кожи, такой пергамент изготавливали для письма, рисунков и печати. Но ни единой работы да Винчи на пергаменте прежде не находили, хотя в книгоиздательстве пергамент применялся часто. Все спецы согласны, что портрет взят из книги, так как на странице (с левой стороны) видны следы от подшивки к переплёту.
СВАДЕБНЫЙ ПОДАРОК
«Наши шансы идентифицировать источник появления пергамента и установить его авторство равны шансам найти иголку в стоге сена», – заявляет Кемп через прессу. И так было ровно до того момента, пока к процессу не подключился американский специалист Дэвид Райт из Калифорнийского университета в Беркли. Он предложил Кемпу поискать источник в книгах Sforziad. Таких книг Кемп нашёл всего четыре экземпляра. Данные издания хранятся в Национальной библиотеке Варшавы, одна копия находится в Лондоне и ещё одна в Париже. Имелись неплохие шансы обнаружить доказательства того, что искомый портрет «Красивой принцессы» был некогда «вырван» из варшавского фолианта. Известно, что варшавскую книгу в XVIII веке реставрировали. Как раз тогда (в период между 1481-м и 1499 годом) да Винчи служил у герцога Сфорца. Да Винчи был единственным художни-ком-левшой, который трудился во дворе герцога.
Изучая книгу и пергамент, Кемп обратил внимание, что стежки и отверстия для сшивания переплёта на книге и на пергаменте с портретом идеально совпадают. И это очень важный факт, на который указывали специалисты. Отмечено, что пергамент для этой книги изготавливался из отборных сортов кожи, но несмотря на то, что страницы книги немного отличались по толщине, их текстура оказалась идентичной. К тому же оказались одинаковыми и надрезы на полях страниц, которые делались одним и тем же инструментом. «Очевидно, – говорит Кемп, – что страницы обрезались одним и тем же ножом. Но когда речь идёт о предметах, которым 500 лет, всегда найдутся скептики, которые усомнятся даже в очевидных фактах».
Кемп и Котте тут же опубликовали все выкладки своих аналитических работ, фотографии книги, обрезов на её страницах, результаты различных химических анализов пергамента и портрета Бьянки, но в своих выкладках учёные уже настойчиво называли данную работу «La Bella Principessa» (Красивая принцесса, княгиня), как будто вопрос с авторством пергамента уже решён.
ЧЕРВЬ СОМНЕНИЙ
Арт-директор Венской картинной галереи Альбертина Клаус Шрёдер заявила: «Мы решили не приобретать это произведение, так как нас никто не смог убедить в том, что мы имеем дело с работой Леонардо да Винчи».
Тогда к пресс-аташе галереи Верене Дахлитц с вопросом обратилась редакция LiveScience: что она думает по поводу последних исследований Кемпа и Котте? Её ответ был категоричным: «Я и мои коллеги всё ещё убеждены, что данное произведение не является подлинной работой да Винчи. Мало того, мы уверены, что это произведение сделано в XIX веке, а это снимает все вопросы».
Интересно, но многие специалисты в области живописи упорно отказываются дать собственную оценку проделанной работе Кемпа и Котте. Слишком велик шанс совершить ошибку, а значит, испортить свою репутацию на долгие годы, если не навечно. Профессор Вашингтонского университета Уильям Уоллас заметил: «Историков и учёных легко понять. У каждого из нас есть эго, свои принципы, а за нашими спинами стоят сотни рядовых сотрудников, которые смотрят на нас, открыв рты. Велик страх совершить ошибку. Всем нужны неопровержимые доказательства».
И ещё один чрезвычайный факт – на данном пергаменте обнаружен отпечаток пальца, который криминалисты идентифицировали, как аналогичный на картине да Винчи «Святой Иероним в пустыне». А это уже мощный удар по мнению скептиков и перестраховщиков.
Рисунок шёл под бюрократическим титулом «Голова молодой девушки в профиль, одетой в платье эпохи Ренессанса» Фонд National Geographic объявил о своём намерении выделить необходимую сумму для публикации работ учёных и дальнейших исследований Кемпа и Котте. К процессу намерен подключиться Оксфорд. Готовится к выпуску документальный фильм об изысканиях Мартина Кемпа, который станет достоянием общественности в 2012 году.
В общем, работа ведётся. И нам поскорее бы хотелось узнать правду, пусть даже она не станет сенсацией.