АРХАИКА АРХИЛОХА

(Мир прекрасного)
(Мир прекрасного)

Архилох (до 680 — ок. 640 до н. э.) — древнегреческий сатирический поэт.

Родился Архилох на о. Парос. Отец — Телесикл, происходил из аристократического рода; мать — Энипо, рабыня-фракиянка. Как незаконнорожденный сын, социальной перспективы на родине Архилох не имел и избрал карьеру наемного воина.

Материалом для реконструкции жизни Архилоха служат разбросанные по стихотворениям замечания, описания битв и эпизодов военной службы, упоминания значимых событий (например, солнечного затмения 648 до н. э.). Есть также интересные сведения у римского писателя I-II веков Клавдия Элиана - большого знатока греческой культуры, ссылающегося на не дошедшее до нас сочинение Крития.

Критий обвиняет Архилоха за то, что тот рассказывал о себе всё самое худое. «Ведь если бы, — говорил Критий, — он не ославил себя на всю Грецию, мы не имели бы понятия о том, что он сын рабыни Энипо, что из-за бедности и безденежья он оставил Парос и перебрался на Фасос, а, очутившись там, перессорился с фасосцами, ни о том, что и друзей, и врагов он поносил в одинаковой мере». «Кроме того, — прибавлял Критий, — мы только из уст самого Архилоха узнали о его распутстве, о том, что он был похотлив и разнуздан и ещё хуже того, что он бросил на поле боя свой щит. Архилох самому себе был врагом, оставив по себе такую молву и славу» (Пёстрые рассказы, книга 10, 13)

Архилох принимал участие в войнах на острове Фасос, куда переселился во главе отряда соотечественников для основания колонии. Воевал во Фракии, на острове Эвбея; погиб в конфликте с представителями острова Наксос. (По преданию, дельфийский оракул отказался отвечать на вопросы наксосца Калонда, сразившего Архилоха, поскольку от его руки погиб великий поэт.)

Архилох жил в эпоху ожесточенных социально-политических конфликтов; настроение эпохи ярко отображено в его стихотворениях. Архилох отказывается от героического идеала гомеровской традиции. Он предпочитает активное участие в жизни, безличному «эпосу аристократии» противопоставляет субъективную поэзию личности — антагониста общественным условностям.

Папирусные находки последних десятилетий значительно расширили представления о творчестве Архилоха. Около 120 сохранившихся фрагментов произведений Архилоха отличаются большим разнообразием. Архилох писал в различных жанрах (гимны богам, элегии, басни, эпиграммы), однако наибольшую славу приобрели его «ямбы», или эподы — стихотворения, полемически заостренные против аристократических представлений о чести, доблести и посмертной славы.

Эподы отмечены страстностью и индивидуализмом, обращены к конкретным лицами и имеют конкретный повод. В наши дни наибольшую известность имеет так называемый «Кельнский эпод» — наиболее крупный из сохранившихся фрагментов Архилоха, обнаруженный на папирусе I-II вв. в кельнском папирусном собрании и опубликованный в 1974 г. В эподе упоминается Необула, к которой, согласно античному преданию, сватался Архилох. Отец Необулы Ликамб нарушил обещание выдать свою дочь за поэта, за что Архилох адресовал Ликамбу и Необуле серию язвительных эподов, чем довел их до самоубийства.

Знамениты стихи Архилоха о том, как он, чтобы спасти себе жизнь, бросил на поле боя щит (что считалось позором). В этих стихах Архилох использует метр и эпические формулы «Илиады», что придает тексту откровенно пародийный характер.

В стихах Архилоха впервые в греческой лирике ярко и однозначно выражена поэтическая индивидуальность. Архилох — поэт-воин, живущий в эпоху смещения старой аристократической системы ценностей; превратностям судьбы он противопоставляет мужество, стойкость и понимание ритма, лежащего в основе жизни и возвращающего события к благоприятному состоянию.

ИЗ АРХИЛОХА

1

Я служил царю Эниалию – властному богу,
Муз сладостный дар также я в жизни узнал.

2

Острым копьём добывал я хлеб и вино,
Из-под Исмара вино. Опершись на копьё, я пью.

3

Много гостинцев смертных
В дар врагу мы несли.

4

Прискорбно: друзья постоянно
Мучат меня.

5

Ах, Необулы всего лишь рукою
Коснуться бы мне…

6

Горе любви: и клятву забыл,
И соль, и трапезу.

7

На богов полагайся всегда. Не раз
Людей на земле, лежащих пластом, поднимали они.
А стоящих крепко, казалось бы, на ногах
Повергали навзничь, суля беду.
Как же бродить по свету без разума? Средств?

8

Разное радует разные души.

Переводы А. Балтина

АРХАИКА АРХИЛОХА

Целое воспринимать непросто
По фрагментам, встроенным в реальность,
Режущим притом сознанье остро,
Иссекая из него банальность.

Вечно воин Архилоха будет
Пить вино из чаши совершенной.
Каждый человек есть смесь в сосуде.
Жив притом своей важнейшей темой.

Из-под плит времён прожгутся ямбы,
Золотые ямбы Архилоха.
Свет стихов – противу затхлой ямы,
Что копает каждая эпоха.

Ваза – корабли, дельфины… Или
Бегуны пространство прорезают.
Греческие возникают были –
Из фрагментов многих возникают.

Факты современности пылают:
…проволокой забранный колючей
Серый и истоптанный участок:
Смерти трое ждут – и неминучей,
И глумятся над такими часто…

Многие глумятся над иными,
Непохожими на них нисколько.
Суп судьбы кипит – спасёт ли имя
Человека? Дни его – фасолька.

Архилох силён античным светом,
Оный свет мы слабо представляем.
Мы живём так мало в мире этом –
Дальше в неизвестность убываем.

Александр Балтин

разместил(а)  Симонова Оксана


Коментарии

Добавить Ваш комментарий


Вам будет интересно: