Ковбойская шляпа, США
Сегодня это в первую очередь символ, отличительный знак, способный многое сказать о человеке. Ковбой Мальборо, Крокодил Данди, молодой Клинт Иствуд — обладатели широкополых американских шляп немногословны, прямолинейны и сказочно круты. Американцы называют ее шляпой Стетсона — по имени человека, который в конце XIX века организовал соответствующее фабричное производство. Делают ее обычно из фетра или кожи, иногда из соломы. Увидеть настоящих ковбоев в таких головных уборах можно на юго-западе США. Исполнители музыки кантри в Америке тоже одевают эти шляпы. Однако в больших городах к ним относятся иронично, как ко всему провинциальному.
Шеш, Тунис
Кусок хлопчатобумажной ткани длиной до 12 метров, обмотанный вокруг головы, — атрибут кочевников-туарегов. Они не имеют практически никакого имущества, за исключением необходимых для выживания в пустыне вещей, поэтому их головной убор — вещь многофункциональная. Днем шеш служит защитой от солнца и песчаных бурь, ночью — постелью, а после смерти владельца становится его саваном.
Канотье, Италия
Небольшая соломенная шляпа с узкими полями стала непременным атрибутом гондольеров. Венецианские гребцы, как правило, украшают свой головной убор красными или черными лентами. Само название «канотье» с французского языка переводится как «гребец». В XIX веке мужчины во Франции надевали такие шляпы на лодочную прогулку. А в начале XX века они стали популярны среди женщин — эту моду ввела Коко Шанель. Точно не известно, когда именно канотье вошло в обмундирование гондольеров, но сегодня оно такой же неотъемлемый символ города, как и гондолы. Кстати, канотье можно привезти из Венеции в качестве сувенира — в простеньком варианте оно стоит всего пять евро.
Вязаная шапка, Перу
Шапки, стилизованные под перуанские, появились в Европе несколько лет назад. Сегодня за 10–15 евро их можно купить здесь практически в любом магазине головных уборов. Однако по дизайну они ни в какое сравнение не идут с пестрой и даже кричащей расцветкой вязаных колпаков, которые носят настоящие индейцы Перу. Ярко-розовый, красный, зеленый, желтый, синий, черный — каких только красок не намешано в каждой шапке! Самое удивительное, что на фоне буйства местной природы смотрится это вполне гармонично. Большой плюс индейских головных уборов — натуральность. Вяжут их из альпаки, мягкой и хорошо сохраняющей тепло.
Куфия, ОАЭ
Арабский мужской головной убор у нас прозвали арафаткой благодаря палестинскому лидеру Ясиру Арафату, в конце 80-х годов примелькавшемуся на экранах. Черно-белый платок был его непременным атрибутом. На самом деле для каждого региона характерна своя расцветка куфии. В странах Персидского залива и на востоке Ирака традиционной считается белая, в Сирии, Палестине и Ливане — черно-белая, в Иордании, Египте и других странах красно-белая. Кроме того, в разных государствах, даже если там распространены арафатки одинакового цвета, рисунок и способ их повязывания различаются. Именно поэтому по куфии мусульмане безошибочно определяют происхождение человека, который ее носит.
Шляпа-котелок, Боливия
Котелки — традиционный головной убор чолит — боливийских индианок. Они до сих пор щеголяют в таких шляпах по улицам. Чолиты, пожалуй, самые любопытные в плане внешнего вида жители Боливии. Многослойные пышные юбки чуть длиннее колена, неизменные черные косы, шляпы-котелки, вместо сумки нечто вроде цветастой простыни за спиной — в общем, красота неописуемая!
Колпак, Киргизия
Старинный киргизский головной убор из войлока до сих пор очень популярен в республике. Традиционно он состоит из четырех клиньев, которые сшивают друг с другом, оставляя по бокам небольшие разрезы, благодаря чему у готового колпака можно поднимать или опускать поля. Сверху его обычно украшают кисточкой, а снизу оторачивают тканью. В таком колпаке не бывает ни холодно, ни жарко — он обеспечивает постоянную комфортную температуру и именно поэтому сейчас популярен среди любителей сауны.
Сомбреро, Мексика
В переводе с испанского слово «сомбреро» значит просто «шляпа». Сделанная из соломы, с огромными полями, она была призвана обеспечивать как можно более широкую тень, что очень важно под палящим мексиканским солнца. К сожалению, сейчас встретить на улицах здешних городов человека в сомбреро практически невозможно. Их чаще носят члены фольклорных музыкальных коллективов для создания сценического образа.
Тэм-о-шентер (тэмми), Шотландия
Объемный шерстяной берет с помпоном или пером шотландцы носят, слегка сдвинув на бок. Сейчас в основном встречаются клетчатые тэмми, сочетающиеся с килтом, однако традиционный цвет этого головного убора — темно-синий, неслучайно в старину его называли «блюбоннет». Современное имя тэм-о-шентер получил в честь главного героя известного стихотворения английского поэта Роберта Бернса, повествующего о приключениях подвыпившего шотландца, разумеется, носившего именно такой берет.
Тростниковая шляпа-конус, Вьетнам
Этот универсальный головной убор защищает от солнца и дождя. Благодаря форме шляпы и натуральному материалу, из которого она изготовлена, в ней не бывает жарко, широкие поля укрывают от обжигающих лучей не только лицо, но и плечи. В то же время тростник не промокает даже под тропическими ливнями, которые во Вьетнаме не редкость, — капли стекают по конусу, как по зонту. Такая шляпа незаменима для людей, которые много времени проводят на улице, именно поэтому она прочно укоренилась в обиходе вьетнамских крестьян и торговцев.
журнал Туризм и Отдых № 47