Ганс Гольбейн Младший (нем. Hans Holbein der Jüngere, 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников, и самый знаменитый представитель этой фамилии.
Родился он в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Испытал в своем творчестве влияние Ганса Буркмайра.
Позже Ганс Гольбейн Младший с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским. По просьбе последнего он иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.
В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ.
В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, Гольбейн много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха, 10 картин страстей Господних, фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов, Мадонна со святыми для г. Золотурна, наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.
В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, так как из-за Реформации ему стало трудно находить заработок. В Англии он нашёл радушный прием со стороны Томаса Мора, которому Эразм Роттердамский написал рекомендательное письмо. Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за все время своего пребывания там писал исключительно портреты. Таковы портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера, Годсельва и др.
По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гаге, Брауншвейге и Вене.
По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Уффици во Флоренции), Том. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью.
Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ
1
Генриха восьмого и Эразма
Точные и пышные портреты.
Вот Эразм — и линия сарказма
Линиею губ дана.
Сюжеты
Многие в глазах его блистают,
Но — сюжеты мыслей, виртуозны.
А король широколиц — нервозны,
Знаешь — часто короли бывают.
Лица — будто сумма состояний.
Свёрнутый портрет ушедших жизней.
Или не ушедших? Ибо грани
Черного отчаяния лживы.
2
Мёртвого Христа сухое тело
Как ландшафт — земной, тяжёлый пласт.
Белое, написано умело.
Потрясает. Жизнь моя — балласт.
Мёртвое, лучащееся тело
К измененьям жизни призовёт.
Долго жил. Душа насколь созрела?
Сладости преображенья мёд.
3
Пляска смерти — жёстко, сухо, ясно
Гольбейном дана — насколь прекрасна?
Сколь ужасна? Хворост помогла
Смерть забросить за спину, мила.
Князя обнимает, обещает
Нечто, говорит и утешает.
Иль пугает и грозит скелет.
Противу него — какой стилет?
Пляска смерти. Жизни, действий много.
Вера форма воплощенья долга.
Слушай, что речёт тебе скелет,
Коли не умеешь слышать свет.
4
Веру потерять, на ту картину
Глядя можно, классик утверждал.
Или — заглянув в её пучину
Обрести? Я этого и ждал.
Вера очень тонкое понятье —
Лучевое устремленье вверх.
Жёстко размыкается объятье
Яви — значит, верит человек.
Мёртвого Христа изображает
Пласт картины — страшно ли глядеть?
Человек, греша, опровергает
Свет ученья — и способен петь?
Хоронить в себе герой не может
Страх, и честолюбье, и корысть.
Нищий под игрой дождливой мокнет —
Душу не даёт грехам изгрызть.
Больно матерьяльное нам важно.
Мёртвый тяжело лежит Христос.
И грехам я заявлю — не ваш, но
К свету строю я упорно мост.